Что означает Юрьев день и что нужно делать в этот праздник

Юрьев день 6 мая 2018 года: народные традиции и приметы

Юрьев день — народное названия дня Георгия Победоносца. 6 мая православная церковь отмечает эту дату праздничной литургией. В народе существует множество примет и традиций этого дня.

В народе можно услышать несколько вариантов названий праздника 6 мая: Юрьев день, Егорий Вешний, Егорьев день. В это время русская церковь отмечает день памяти мученика за веру Георгия Победоносца, который является покровителем земледельцев. Церковные и народные традиции почитаются наравне, поэтому священнослужители допускают празднование по заветам предков.

Традиции Юрьева дня

Юрьев день считается днем праздника у пастухов. В прежние времена им в поля выносили сытный обед, а также одаривали подарками. Пастухи ценились, потому что им доверяли порой самое ценное — кормилиц-коров и иную скотину. В старину в этот день в первый раз выгоняли стада на поля после длительного зимнего перерыва.

Невесты также считали Георгия своим покровителем, молились ему о даровании хороших женихов и привлекали любовь с помощью проверенных ритуалов.

В прежние времена в Юрьев день купцы и крестьяне начинали заключать сделки и торговые соглашения. В этот день начинали высаживать овощную рассаду в открытый грунт, сеяли морковь и иные культуры.

Роса в день праздника считается целебной. Ею умываются, чтобы излечить недуги и избежать новых заболеваний. Помогает роса защититься от порчи и сглаза. Если негативная энергетика уже присутствует, то над пострадавшим человеком проводят следующий обряд: босым ногами сглаженный ходит по кругу, стараясь как можно сильнее промочить ноги. Сам или с помощью близких читает заговор:

«Как роса мала по капельке, вместе пруды образует, ручьи звонкие, так и сила моя мала, но с поддержкой возрастает стократ. Кто порчу навел — тому росой не умываться, недугов не очищать, по честной земле не ходить, а червем ползать. Уходи, поруха, погибель моя, откуда пришла. Чини козни хозяину своему, а меня брось, брось».

6 мая традиционными были магические обряды, направленные на защиту домашнего скота от диких животных, болезней и кражи. Множество обрядов было нацелено на повышение плодовитости животных. Для этого хозяйки до зари плели венки из одуванчиков, проговаривая:

«Силу земли в венок вплетаю, защиту творю. Кому венок на шею достанется, тому лиха не видать, болезней не знать».

Венки вешали всем без исключения домашним животным и обязательно проводили их под арками, которые обычно делали из подручных материалов и украшали свежей зеленью. Такой провод скотины перед первым выгоном сулил благополучие и процветание хозяйству.

Нередко в поля выходили священники, чтобы окурить посевы и прочитать молитвы. Молились о сохранении урожая, от которого напрямую зависела жизнь людей в зимнее время.

6 мая люди обязательно посещали церковь, где молились святому о защите посевов и скота. Просили милости и защиты от различных бед, врагов и воров.

Приметы на Юрьев день

  • 6 мая следили за погодой. По ней определяли, насколько удачным будет сбор урожая.
  • Тепло и ясно в Юрьев день — скоро лето.
  • В Юрьев день откладывали рукоделие, а также не занимались шерстью, не брали в руки изделия из нее. Считалось, что в противном случае волки перережут всю отару овец.
  • В праздничный день запрещалось ругаться и браниться. Считалось, что сквернословящего человека может убить молнией во время грозы.
  • В этот день сильный дождь предвещал хороший сенокос и обилие травы на заливных лугах.
  • Если в Юрьев день погода не радует теплом и дует холодный ветер, то такая погода простоит долго. Однако при убывающей Луне ветер скоро переменится на южный, разгонит тучи и принесет потепление.
Читайте также:
Йога на двоих: чем она полезна, секреты выполнения асан

  • Комары в стае длительное время вьются — к теплу.
  • Роса с утра обильна — к урожаю проса.
  • Если замечали иней на деревьях, то ждали богатый урожай гречихи.
  • Если с утра было холодно, пасмурно или дождливо, а к вечеру распогодилось, то удачными станут поздние посевы.
  • Если с 6 на 7 мая ночь теплая, то хлеб созреет до первых морозов.
  • Южный ветер — к богатому урожаю, северный — к ранним заморозкам осенью.
  • Если лист на берёзе крупный, то и урожая жди хорошего.
  • Хозяйки на ночь вывешивали на улицу влажное полотенце. Если к утру оно высохнет, то огурцов в этом году будет много.

Традиционно Юрьев день отмечают весело, чтобы потом слез не лить. Начинают активные работы в полях и огородах. В современном мире в Юрьев день девушки могут заняться привлечением в жизнь любви, а садоводы и огородники — попросить у небесного покровителя помощи в выращивании урожая.

Что означал Юрьев день для крестьян на Руси

Сейчас мало кто вспомнит истинный смысл поговорки «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Высказывание родилось в момент, когда возможность крестьян переходить от одного землевладельца к другому, то есть наниматься на работу, была заменена крепостным правом. На протяжении почти полутора столетий до этого события крестьянский люд, рассчитавшись с барином по оброкам и другим платежам, мог свободно уйти.

Значение даты

Стояние на Угре монгольской и русской рати в 1480 году положило конец ордынскому игу. Спустя 17 лет после этого знаменательного события Судебник (свод законов от 1497) ввёл Юрьев день — дату, то есть промежуток времени, равный двум неделям, разрешающий крестьянину раз в год «поменять» барина. Введение это означало, что в одном месте можно было оставить землю и на будущий год взять в другом. Недостатка в угодьях не было, а людей везде не хватало.

Было это так: возьмёт крестьянин кусок земли у помещика в пользование, а поздней осенью, по завершении всех работ, он должен рассчитаться с землевладельцем и государством, после чего, если есть желание, может уходить. Установление конкретного числа как даты «крестьянского выхода» связано с религиозным праздником — днём Георгия (Юрия, Егория) Победоносца, поскольку этот святой считался покровителем земледелия и скотоводства. Праздник имел две даты:

  • 6 мая — весенний Егорий;
  • 9 декабря — зимний, когда заканчивались полевые работы и велись подсчёты урожая.

Юрьев день — это день, когда зависимый крестьянин должен был сделать осознанный выбор — оставаться или уйти. Ушлые работники могли «объегорить» барина, то есть обмануть его при уплате оброка. Это выражение осталось в обиходе и у современных людей.

Историческая справка

Архивы хранят законы, которые относятся к временам, когда правили Иван Грозный, Годунов и первые представители династии Романовых. Однако до сих пор не найдено ни одного документа, отменяющего свободу выбора рабочего люда. На протяжении веков сложилась традиция рассчитываться работнику с барином в течение недели до и после 26 ноября. После этого крестьянин мог уходить.

Долгое время историки пытаются понять истоки закрепощения. В итоге поисков сформировались две основные теории:

  • первая строится на том, что указ всё-таки был;
  • вторая отрицает наличие такого документа.

Российский учёный В. Н. Татищев считал, что Борис Годунов в 1592 г. обрёк крестьян быть чьей-то собственностью. Однако после смерти правителя этот документ исчез. Проверить теорию оказалось сложно, поскольку вместо точных фактов есть только предположения и догадки.

Читайте также:
Прелюбодеяние — что это такое, грех прелюбодеяния и блуд в православии

Другие исследователи утверждали, что не принятие царских распоряжений, а жизненные ситуации, такие как долги и тягло, стали концом крестьянских переходов. В советское время, опираясь на марксистские учения, в которых крепостничество связывалось с зарождением отработочной ренты, Б. Д. Греков выстроил концепцию, базирующуюся на системе барщины. Основой этой теории стал Указ о заповедных летах, запрещающий Юрьев день на Руси. Он был издан Иваном Грозным в 1581 г.

Однако и эта версия, по мнению современных историков, не выдерживает никакой критики, поскольку тщательное изучение архивов доказало, что Иван IV никогда не издавал подобных документов. Более того, название указа никак не могло применяться к крестьянам, поскольку он повелевал городским властям вернуть тех, кто покинул город, для увеличения налоговых поступлений в казну.

Запрет выхода

Получается, что Грозный неповинен в крепостничестве, а грамота его от 1590 г., адресованная властям города Торопца, отношения к крестьянству не имеет. В то же время Уложение о крестьянах от 1607 г., которое выходит из-под пера Василия Шуйского, проливает свет на этот вопрос. В преамбуле документа говорится, что царь Фёдор Иоаннович, никого не слушая, запретил крестьянам выход из поместий, где они трудились, заставил помещиков переписать их в специальные книги, а если кого недосчитались, то его требовалось вернуть в имение.

Эта теория подтверждается грамотой монастырских старцев от 1595 г., где сказано, что по велению царя Фёдора свободно выйти крестьянин из поместья не может. Документ не сохранился, но цитаты из него содержатся в подлинных бумагах XVI века. Получается, что упомянутым Уложением Юрьев день был фактически отменён, а за землевладельцем закреплялись крестьяне, работавшие у него в тот момент.

Поголовная перепись работников велась в писцовых книгах, которые были у каждого помещика. В 1861 году, во времена правления Александра II, крепостное право было отменено, но это не спасло императора-освободителя от смертельной раны, нанесённой ему народовольцами.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Русь с давних времен была аграрной страной, большую часть населения которой составляли крестьяне. Государство наделило крестьян обязанностью выплаты многочисленных налогов и податей – основная тяжесть налогового бремени падала на это сословие. В период формирования и развития феодального строя постепенно происходило закрепление крестьян за помещиками: более сильная и владеющая землей часть населения делала все возможное для присвоения себе рабочих рук, чтобы получить возможность пользоваться трудом лишенного практически всех прав крестьянина. В итоге получилось так, что правительство, опиравшееся на поддерживавших его бояр и дворян, заставило земледельцев войти в положение полностью зависимых от помещика людей. Так родилось крепостное право – путем медленного закрепощения ранее лично свободных, но бедных землепашцев. Однако у крестьян вплоть до XVI столетия все еще оставался Юрьев день, когда они могли если не совсем уйти от помещика, то хотя бы поменять хозяина.

Что такое Юрьев день

Начиная с XI в., на Руси у крестьян существовало право, как перейти под покровительство какого-либо крупного землевладельца, так и покинуть его. Условия были следующими: помещик давал «подшефному» надел и некоторое имущество (которое называлось «пожилое»), а тот был обязан трудиться на земле, часть плодов своего труда отдавая барину.

Когда взаимные обязательства были исчерпаны (например, крестьянин приобретал какое-то свое имущество, а помещик получал натуральную плату за пользование землей), стороны договаривались о «расторжении договора»: крепостной мог уходить и искать себе лучшей доли.

Со временем произошло установление в законодательном порядке определенного периода в году, когда земледелец мог воспользоваться правом крестьянского перехода. Это и был Юрьев день.

Читайте также:
Материализация мыслей и желаний — сила подсознания исполнит мечты

Введение Юрьева дня имело большое значение в истории России. По сути, это означало начало закрепощения крестьян. Юрьев день (или день Святого Георгия, покровителя земледельцев) отмечали 26 ноября (по новому стилю – 9 декабря). За неделю до и в течение недели после праздника крестьянин мог уйти от «своего» помещика, рассчитавшись с ним за пожилое и за пользование землей. Помещик, в свою очередь, платил крестьянину ту сумму, о которой они договаривались. При этом нередко он обманывал «подшефного». Отсюда пошло выражение «объегорить» (Юрий, Георгий, Егор – вариации на тему одного имени). Поздний осенний период был выбран вследствие удобства: заканчивались полевые работы, а до нового цикла было еще далеко. Денежный сбор с крепостных устанавливался произвольно и вполне мог превышать их платежеспособность.

Установление ограничения перехода крестьянина Юрьевым днем (и двухнедельным сроком до и после) произошло при Иване III, когда был принят Судебник (свод законов) 1497 г. Эту дату можно считать первым законодательным ограничением права земледельцев на распоряжение своей личностью.

Отмена Юрьева дня

Временное восстановление крестьян в правах – Юрьев день – было окончательно отменено либо при Иване Грозном, либо позже – при царе Федоре Иоанновиче, который под давлением Бориса Годунова издал указ об урочных летах. Было запрещено крестьянам менять помещика даже в Юрьев день, если в этот год велись работы по составлению писцовых книг. Тогда-то и родилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Происхождение фразеологизма понятно: крестьянин с семьей весь год копил средства для того, чтобы рассчитаться с ненавистным хозяином и перейти под покровительство более гуманного, а тут ему сообщают, что в связи с составлением писцовых книг ходить никуда нельзя.

Указом 1597 года вводились новые правила: разрешено было искать беглого крестьянина в течение 5 лет. По сути, это тоже означало запрет покидать прежнего хозяина.

Кто именно все-таки отменил на законодательном уровне Юрьев день, пока остается неясным. Прямая и полная отмена Юрьева дня не записана ни в одном законодательном акте. Есть мнение, что этот день отменен в 1581 году, когда у церкви забрали в пользу государства принадлежавшие ей земли, и крестьяне потеряли стимул уходить от помещиков (раньше они часто уходили обрабатывать монастырские земли – там было значительно меньше налоговых сборов). Кто и каким документом ввел полный запрет перехода – неизвестно.

Возможно (скорее всего) такого документа вовсе не существовало. Крестьяне постепенно попали в зависимое положение, выйти из которого даже при наличии официального разрешения не могли – не хватало средств, чтобы расплатиться с помещиком. Так было введено крепостное право, на века превратившее земледельца фактически в раба. На Руси в память об этом событии осталось выражение «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», означающее гибель всякой надежды.

Юрьев день 6 мая 2018 года: народные традиции и приметы

Юрьев день — народное названия дня Георгия Победоносца. 6 мая православная церковь отмечает эту дату праздничной литургией. В народе существует множество примет и традиций этого дня.

В народе можно услышать несколько вариантов названий праздника 6 мая: Юрьев день, Егорий Вешний, Егорьев день. В это время русская церковь отмечает день памяти мученика за веру Георгия Победоносца, который является покровителем земледельцев. Церковные и народные традиции почитаются наравне, поэтому священнослужители допускают празднование по заветам предков.

Традиции Юрьева дня

Юрьев день считается днем праздника у пастухов. В прежние времена им в поля выносили сытный обед, а также одаривали подарками. Пастухи ценились, потому что им доверяли порой самое ценное — кормилиц-коров и иную скотину. В старину в этот день в первый раз выгоняли стада на поля после длительного зимнего перерыва.

Читайте также:
Значение таинственного фиолетового цвета в психологии

Невесты также считали Георгия своим покровителем, молились ему о даровании хороших женихов и привлекали любовь с помощью проверенных ритуалов.

В прежние времена в Юрьев день купцы и крестьяне начинали заключать сделки и торговые соглашения. В этот день начинали высаживать овощную рассаду в открытый грунт, сеяли морковь и иные культуры.

Роса в день праздника считается целебной. Ею умываются, чтобы излечить недуги и избежать новых заболеваний. Помогает роса защититься от порчи и сглаза. Если негативная энергетика уже присутствует, то над пострадавшим человеком проводят следующий обряд: босым ногами сглаженный ходит по кругу, стараясь как можно сильнее промочить ноги. Сам или с помощью близких читает заговор:

«Как роса мала по капельке, вместе пруды образует, ручьи звонкие, так и сила моя мала, но с поддержкой возрастает стократ. Кто порчу навел — тому росой не умываться, недугов не очищать, по честной земле не ходить, а червем ползать. Уходи, поруха, погибель моя, откуда пришла. Чини козни хозяину своему, а меня брось, брось».

6 мая традиционными были магические обряды, направленные на защиту домашнего скота от диких животных, болезней и кражи. Множество обрядов было нацелено на повышение плодовитости животных. Для этого хозяйки до зари плели венки из одуванчиков, проговаривая:

«Силу земли в венок вплетаю, защиту творю. Кому венок на шею достанется, тому лиха не видать, болезней не знать».

Венки вешали всем без исключения домашним животным и обязательно проводили их под арками, которые обычно делали из подручных материалов и украшали свежей зеленью. Такой провод скотины перед первым выгоном сулил благополучие и процветание хозяйству.

Нередко в поля выходили священники, чтобы окурить посевы и прочитать молитвы. Молились о сохранении урожая, от которого напрямую зависела жизнь людей в зимнее время.

6 мая люди обязательно посещали церковь, где молились святому о защите посевов и скота. Просили милости и защиты от различных бед, врагов и воров.

Приметы на Юрьев день

  • 6 мая следили за погодой. По ней определяли, насколько удачным будет сбор урожая.
  • Тепло и ясно в Юрьев день — скоро лето.
  • В Юрьев день откладывали рукоделие, а также не занимались шерстью, не брали в руки изделия из нее. Считалось, что в противном случае волки перережут всю отару овец.
  • В праздничный день запрещалось ругаться и браниться. Считалось, что сквернословящего человека может убить молнией во время грозы.
  • В этот день сильный дождь предвещал хороший сенокос и обилие травы на заливных лугах.
  • Если в Юрьев день погода не радует теплом и дует холодный ветер, то такая погода простоит долго. Однако при убывающей Луне ветер скоро переменится на южный, разгонит тучи и принесет потепление.

  • Комары в стае длительное время вьются — к теплу.
  • Роса с утра обильна — к урожаю проса.
  • Если замечали иней на деревьях, то ждали богатый урожай гречихи.
  • Если с утра было холодно, пасмурно или дождливо, а к вечеру распогодилось, то удачными станут поздние посевы.
  • Если с 6 на 7 мая ночь теплая, то хлеб созреет до первых морозов.
  • Южный ветер — к богатому урожаю, северный — к ранним заморозкам осенью.
  • Если лист на берёзе крупный, то и урожая жди хорошего.
  • Хозяйки на ночь вывешивали на улицу влажное полотенце. Если к утру оно высохнет, то огурцов в этом году будет много.
Читайте также:
Как празднуют Рождество в других странах мира

Традиционно Юрьев день отмечают весело, чтобы потом слез не лить. Начинают активные работы в полях и огородах. В современном мире в Юрьев день девушки могут заняться привлечением в жизнь любви, а садоводы и огородники — попросить у небесного покровителя помощи в выращивании урожая.

Что означал Юрьев день для крестьян на Руси

Сейчас мало кто вспомнит истинный смысл поговорки «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Высказывание родилось в момент, когда возможность крестьян переходить от одного землевладельца к другому, то есть наниматься на работу, была заменена крепостным правом. На протяжении почти полутора столетий до этого события крестьянский люд, рассчитавшись с барином по оброкам и другим платежам, мог свободно уйти.

Значение даты

Стояние на Угре монгольской и русской рати в 1480 году положило конец ордынскому игу. Спустя 17 лет после этого знаменательного события Судебник (свод законов от 1497) ввёл Юрьев день — дату, то есть промежуток времени, равный двум неделям, разрешающий крестьянину раз в год «поменять» барина. Введение это означало, что в одном месте можно было оставить землю и на будущий год взять в другом. Недостатка в угодьях не было, а людей везде не хватало.

Было это так: возьмёт крестьянин кусок земли у помещика в пользование, а поздней осенью, по завершении всех работ, он должен рассчитаться с землевладельцем и государством, после чего, если есть желание, может уходить. Установление конкретного числа как даты «крестьянского выхода» связано с религиозным праздником — днём Георгия (Юрия, Егория) Победоносца, поскольку этот святой считался покровителем земледелия и скотоводства. Праздник имел две даты:

  • 6 мая — весенний Егорий;
  • 9 декабря — зимний, когда заканчивались полевые работы и велись подсчёты урожая.

Юрьев день — это день, когда зависимый крестьянин должен был сделать осознанный выбор — оставаться или уйти. Ушлые работники могли «объегорить» барина, то есть обмануть его при уплате оброка. Это выражение осталось в обиходе и у современных людей.

Историческая справка

Архивы хранят законы, которые относятся к временам, когда правили Иван Грозный, Годунов и первые представители династии Романовых. Однако до сих пор не найдено ни одного документа, отменяющего свободу выбора рабочего люда. На протяжении веков сложилась традиция рассчитываться работнику с барином в течение недели до и после 26 ноября. После этого крестьянин мог уходить.

Долгое время историки пытаются понять истоки закрепощения. В итоге поисков сформировались две основные теории:

  • первая строится на том, что указ всё-таки был;
  • вторая отрицает наличие такого документа.

Российский учёный В. Н. Татищев считал, что Борис Годунов в 1592 г. обрёк крестьян быть чьей-то собственностью. Однако после смерти правителя этот документ исчез. Проверить теорию оказалось сложно, поскольку вместо точных фактов есть только предположения и догадки.

Другие исследователи утверждали, что не принятие царских распоряжений, а жизненные ситуации, такие как долги и тягло, стали концом крестьянских переходов. В советское время, опираясь на марксистские учения, в которых крепостничество связывалось с зарождением отработочной ренты, Б. Д. Греков выстроил концепцию, базирующуюся на системе барщины. Основой этой теории стал Указ о заповедных летах, запрещающий Юрьев день на Руси. Он был издан Иваном Грозным в 1581 г.

Однако и эта версия, по мнению современных историков, не выдерживает никакой критики, поскольку тщательное изучение архивов доказало, что Иван IV никогда не издавал подобных документов. Более того, название указа никак не могло применяться к крестьянам, поскольку он повелевал городским властям вернуть тех, кто покинул город, для увеличения налоговых поступлений в казну.

Запрет выхода

Получается, что Грозный неповинен в крепостничестве, а грамота его от 1590 г., адресованная властям города Торопца, отношения к крестьянству не имеет. В то же время Уложение о крестьянах от 1607 г., которое выходит из-под пера Василия Шуйского, проливает свет на этот вопрос. В преамбуле документа говорится, что царь Фёдор Иоаннович, никого не слушая, запретил крестьянам выход из поместий, где они трудились, заставил помещиков переписать их в специальные книги, а если кого недосчитались, то его требовалось вернуть в имение.

Читайте также:
Закрыть Гештальт: что это значит простыми словами

Эта теория подтверждается грамотой монастырских старцев от 1595 г., где сказано, что по велению царя Фёдора свободно выйти крестьянин из поместья не может. Документ не сохранился, но цитаты из него содержатся в подлинных бумагах XVI века. Получается, что упомянутым Уложением Юрьев день был фактически отменён, а за землевладельцем закреплялись крестьяне, работавшие у него в тот момент.

Поголовная перепись работников велась в писцовых книгах, которые были у каждого помещика. В 1861 году, во времена правления Александра II, крепостное право было отменено, но это не спасло императора-освободителя от смертельной раны, нанесённой ему народовольцами.

Юрьев день

Ю́рьев день (Его́рьев день) — славянский народный праздник, приуроченный к церковным дням памяти св. Георгия Победоносца. Отмечаются весенний (тёплый) 23 апреля (6 мая) и осенний (холодный) 26 ноября (9 декабря).

Два Егорья: один холодный, другой голодный.

Содержание

Значения святого Георгия для этого праздника

Юрий-Георгий был едва ли не самым любимым святым у восточнославянских народов: ещё до принятия христианства он считался покровителем земледелия и диких зверей, хранителем домашнего скота. Само имя означало земледельца: ge — земля, ergon — дело. «Молодой Егорий, светло-храбрый, по локоть руки в красном золоте, по колена ноги в чистом серебре. И во лбу солнце, в тылу месяц, по концам звёзды перехожие» — так выглядел в народном представлении святой, лик которого безо всяких добавлений был до XV века гербом русского государства. В Древней Руси его изображение даже выбивалось на монетах.

Весенний Юрьев день

Юрьев день — день памяти св. Георгия, отмечаемый у православных 23 апреля (6 мая), у католиков — 23 апреля. У южных славян Юрьев день — основной календарный рубеж первой половины года. Вместе с Дмитриевым днём Юрьев день делит год на два полугодия — «дмитровское» и «юрьевское».

По Далю «Юрий, праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою яичницей. На Егорья пастуха окачивают, чтобы во всё лето не дремал».

У восточных славян

Юрьев день у восточных славян — основной скотоводческий праздник года, день первого выгона скота на пастбище, у южных славян и на Карпатах — день ритуального доения овец, первого замера молока и др. У южных славян немало магических действий в Юрьев день было связано с овцой, предназначенной для первого доения: её украшали венком из трав и цветов, отдельный венок вешали на котёл, в который её доили. В Юрьев день совершались многочисленные обряды и магические (прежде всего апотропеические) действия, направленные на то, чтобы обеспечить благополучие скота во время летнего выпаса, способствовать его плодовитости, защитить скот от ведьм и нечистой силы, от волков, от укусов змей. В ряде мест в Юрьев день чествовали пастухов. На востоке Балкан одним из основных эпизодов праздника Юрьева дня было принесение в жертву ягнёнка (см. Курбан-Байрам).

На Украине и в Белоруссии, а также на востоке Балкан (особенно в Болгарии) в Юрьев день имели место обрядовые выходы в поле с целью осмотра посевов. Во время этих выходов иногда совершались молебны с водосвятием, однако часто выход происходил без участия священнослужителей. Сами хозяева обходили с утра все принадлежащие семье и засеянные злаковыми культурами участки земли, устраивали на поле трапезы, по окончании которых закапывали в землю остатки пищи (скорлупу яиц, кости поросёнка). Чтобы увеличить урожайность посевов, уберечь их от града или засухи, хозяева катались (кувыркались) по посевам. Иногда выгон скота и обход посевов соединялись в один обряд: скот ненадолго выгоняли на зеленеющие посевы злаковых культур: считалось, что у коров будет больше молока и в то же время это благоприятно повлияет на рост хлебов. Во время обходов предпринимались разнообразные действия для защиты посевов от града, непогоды. В поля втыкали ветки, освящённые в церкви в Вербное воскресенье, специально изготовленные из этих веток крестики, освящённые свечи, вертел от юрьевского ягнёнка; на поле молились, кропили посевы святой водой, целовали землю.

Читайте также:
Как контролировать свои сны и управлять ими: техники, советы

У южных славян

В Словении, на северо-западе Хорватии, а также в Славонии известен обряд «Зелёный Юрий». В Юрьев день по селу ходила процессия, во главе которой вели человека, с ног до головы покрытого зеленью. У сербов Славонии в ночь накануне Юрьева дня мужчины плели огромную корзину из зелени, покрывали её сплошь зеленью, венками и, перевернув днищем вверх, надевали на голову и плечи человека, который в таком виде носил корзину по селу. Процессия состояла из пеших и конных мужчин, украшенных цветами, причём некоторые из них трубили в трубы и играли на других музыкальных инструментах. Они останавливались перед каждым домом, где исполняли юрьевские песни, в которых сообщалось о прибытии «Зелёного Юрия», а хозяева в ответ награждали их и обливали водой из подойника. У хорватов ряженый в зелень персонаж назывался обычно «Юрий» или «Зелёный Юрий». У словенцев парни вели «Зелёного Юрия» к реке и бросали его в воду; по другим данным, в воду бросали маску-корзину или же обливали водой и ряженого.

В Юрьев день (серб. Ђурђевдан ; болг. Гергьовден ) отменялись многочисленные пищевые табу. До этого дня можно было есть только старые овощи, а всю молодую зелень запрещалось даже вносить в дом. В Юрьев день также теряли свою силу запреты на молодое мясо и молочные продукты (которые не ели с начала Великого поста или с 1 марта): в этот день первый раз ели домашнюю птицу и ягнятину, пили молоко, готовили сыр и угощали им гостей и т. д. Особенно строгими были ограничения, касающиеся молока. Если у какой-либо овцы погибали ягнята, её молоко всё равно не пили, а выливали в реку, после чего обязательно мыли руки, чтобы не оскверниться молоком, которое ещё не было освящено. Первое надоенное молоко, как и любые другие первые продукты, было предназначено предкам (молоко раздавали соседям на помин души, лили в воду и др.). Нарушение этого правила грозило гибелью приплода и болезнью всего стада. Наиболее последовательно запрет пить молоко до Юрьева дня соблюдался женщинами, у которых умерли грудные дети. По южнославянским поверьям, на «том свете» такие дети сидят на молочном дереве и пьют молоко. Если мать умершего ребёнка нарушит запрет, он отлучается от дерева, остаётся голодным и проклинает её.

Во многих славянских традициях Юрьев день связан с защитой от града: болгары и словаки в этот день воздерживались от работ, ассоциирующихся с «битьём» и иным производством шума: не били бельё вальками, не пользовались ручными мельничками, не ткали, а также не выносили за пределы дома молоко и не употребляли в пищу на улице молочные продукты. У сербов и болгар группа парней обходила ночью село или поле, неся с собой кожу закланного в Юрьев день ягнёнка, задвижку от мельничной запруды, лопату, живую курицу, а по окончании обхода закапывала всё это в землю в том месте, откуда обход начался, тем самым символически запирая круг и предохраняя село или поле от града.

Читайте также:
Как научиться гипнозу самостоятельно: упражнения и советы

Юрьев день — первый в ряду нескольких праздников, когда практиковался сбор лекарственных трав и прочих полезных и наделяемых магическими свойствами растений; эти травы хранили для лечения, ими закармливали в Юрьев день скот, украшали дома и все хозяйственные постройки в апотропеических целях (для защиты от града, засухи, насекомых-вредителей).

В обрядности южных и восточных славян Юрьев день посвящён магии, связанной с обеспечением здоровья. В этот день собирали росу, которую использовали для лечения, взвешивались на весах, прикреплённых на молодом дереве, чтобы весь год быть здоровыми; опоясывались по голому телу зелёными ветками, катались и кувыркались по росе и др. С этим днём связаны у южных славян многочисленные гадания по сорванной зелени: увядшие к утру стебли предвещали домочадцам болезни и смерть, а сохранившие свежесть — здоровье и долголетие.

В Болгарии с 1880 года в день святого Георгия Победоносца отмечается День храбрости. В этот день освящаются боевые знамёна и проводится воинский парад, то есть, по сути дела, отмечается день Болгарской армии.

Особенное значение Юрьев день имеет для балканских цыган, почитающих святого Георгия своим покровителем. Празднование этого дня по-цыгански называется «Эдерлези». В этот день балканские цыгане закалывают и зажаривают ягнят. Также, у них считается, что на Юрьев день можно вымолить здоровье больному ребёнку.

Осенний Юрьев день

Осенний Юрьев день, 26 ноября по старому стилю (9 декабря по новому стилю в XX—XXI вв.) — празднование Русской православной церкви, в честь освящения церкви великомученика Георгия в Киеве в 1051 г. [1]

26 ноября — дата, с которой в России связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу (Выход крестьянский), так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам.

В общегосударственном масштабе выход крестьянский был ограничен в Судебнике 1497 года двухнедельным периодом — по неделе до и после Юрьева дня. Судебник 1550 года подтвердил это положение.

Право перехода крестьян было временно отменено с введением заповедных лет (историки датируют введение различно — 1580, 1581 или 1584—85), а затем запрещено при Фёдоре Ивановиче законодательством 1590-х годов (распространение запрета на бобылей и тяглых горожан). Но опубликованного закона об отмене Юрьева дня до сих пор не найдено. Соборное уложение 1649 года, изданное при Алексее Михайловиче, подтвердило запрет переходов тяглого населения и закрепление крестьян к земле (крепостное право). В связи с этими реформами в народе появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», которая отразила огорчение простых людей. Ныне поговорка употребляется в связи с разочарованием от невыполненных обязательств.

Так как Святого Георгия в народе также называли Егорием, в народе появился ещё один новый фразеологизм — «объегорить», означающий «обмануть, надуть, не выполнить своего обещания». [2]

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»

  1. Значение праздника
  2. Краткое житие святого
  3. День Героев Отечества
  4. Народные традиции
  5. Чего нельзя делать
  6. Погодные приметы
  7. Вольная на две недели
  8. Актуальный символ
Читайте также:
Главные пороки человека и методы, как с ними бороться

Значение праздника

9 декабря верующие отмечают день святого Георгия Победоносца, который установлен в православном календаре в память об освящении в 1051–1054 годы Георгиевского храма в Киеве. Это чисто русский праздник, его нет в других православных церквях. В народе он называется Юрьев день, или Егорий Холодный. Не случайно 9 декабря еще и День Героев Отечества, потому что Георгий Победоносец на Руси всегда воспринимался как воин — защитник людей, страны.

Со времен Дмитрия Донского святой считается покровителем Москвы. Его изображение на коне с копьем в руке вырезалось на княжеских печатях и было вычеканено на монете, которая так и стала называться – копейка. В честь святого Георгия возведено множество храмов, к нему обращены многие молитвы верующих людей. Именно его образ украшает российский герб и герб Москвы.

Юрьев день – важный праздник и в государственном, и в церковном, и в народном календаре. О его особенностях и пойдет речь в этой статье.

Краткое житие святого

Этот святой родился в городе Белите (ныне Бейрут) в III веке н. э. На христиан в то время были гонения, но родители воспитали своего сына в традициях веры. Георгий был красивым, сильным и храбрым юношей. Как и многие его сверстники, он решил поступить на военную службу к императору Диоклетиану. Юноша стал отличным воином, но однажды не выдержал и обличил императора в несправедливости и жестокости по отношению к христианам. Император, убедившись, что тот не отречется от Христа, велел отрубить Георгию голову.

Недалеко от места, где появился на свет этот святой, жил в озере змей. Для того чтобы утолить его голод, жители регулярно приносили ему на съедение девушку или юношу, которые были выбраны по жребию. Очередная жертва в ужасе ожидала появления чудовища. Когда змей начал приближаться к ней, неожиданно появился юноша на белом коне. Он пронзил чудовище копьем и спас девушку. Это был святой великомученик Георгий. Своим чудесным явлением он положил конец уничтожению людей и обратил их ко Христу.

День Героев Отечества

Памятная дата «День Героев Отечества» была установлена Государственной Думой Российской Федерации 26 января 2007 года, когда парламентарии приняли соответствующий законопроект в первом чтении. В пояснительной записке к документу говорилось следующее: «Мы не только отдаем дань памяти героическим предкам, но и чествуем ныне живущих Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы». Там же авторы законопроекта выражали надежду, что новая памятная дата России будет способствовать «формированию в обществе идеалов самоотверженного и бескорыстного служения Отечеству».

В Российской империи 9 декабря отмечали как День георгиевских кавалеров. Именно в этот день в 1769 году российская императрица Екатерина II Великая учредила военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия — высшую воинскую награду империи. После Октябрьской революции 1917 года отменили этот праздник и упразднили орден, как и всю наградную систему старого режима. Статус ордена был восстановлен лишь в 2000 году. Первым георгиевским кавалером Российской Федерации в 2008 году стал генерал-полковник Сергей Макаров.

Народные традиции

Наши предки также в этот день почитали воинов и храбрецов. На Руси в Юрьев день парней парили в банях дубовыми веничками, а затем обмазывали их тела волчьим жиром. Считалось, что этот ритуал поможет быть по-волчьи смелым, твердым и отважным.

Читайте также:
Как развить волевые качества личности — психология

Вообще же Егория Холодного называли покровителем волков. «На что волк сер, а и тот по закону живет: что Егорий скажет, на том все и порешится». Поэтому в Юрьев день молились святому Георгию с просьбой защитить домашнее хозяйство, просили здоровья и безопасности для скота, чтобы хищники не трогали его.

Чего нельзя делать

Категорически запрещено в Юрьев день отправляться на охоту. Считалось, что это убережет семью от несчастий и потерь в следующем году.

Нельзя к 9 декабря оставаться в должниках. Следует вернуть все долги и погасить платежи, чтобы следующий год был удачным в финансовом плане.

Крайне не рекомендуется отправляться в дальнюю дорогу или планировать путешествие. Если отложить запланированную поездку не получается, необходимо заказать в церкви молебен о ее благополучном завершении.

Георгиевский храм в Юрьеве-Польском, сооружённый в 1230-1234 годах князем Святославом Всеволодовичем. Фото: f.otzyv.ru

Погодные приметы

А еще наши предки в этот день судили о погоде по приметам.

Если на Юрьев день холодно – жди морозов, иней выпал – будет хороший урожай.

Если выпало много снег, к маю все растает и травой порастет.

Если на Юрьев день холодно или ударил мороз, то зима обещает быть очень суровой и долгой.

Сильный ветер — ожидайте трескучих морозов.

Если весь день метет метель, то будет раннее роение пчел.

А еще, чтобы предсказать погоду, ходили слушать воду в колодце. Если ни плеска, ни шороха оттуда слышно не было — ждали спокойной зимы. А если по воде шла рябь — это предвещало вьюги и метели. Говорили, что именно с этого дня становится настолько холодно, что медведь укладывается на зимнюю спячку до весны.

Вольная на две недели

Этот праздник особенно почитался в народе во времена крепостного права. Целых две недели (по неделе до праздника и после него) крестьянам разрешалось перейти от одного землевладельца к другому. А все потому, что в этот период сельскохозяйственные работы полностью подходили к концу, а новые начинались только в следующем году. При этом селянам при уходе полагалось отдать все долги и уплатить помещику пожилое — особую пошлину за пользование земельным наделом и двором. Отказывать им в этот день было нельзя.

Потом эту вольность отменил русский боярин Борис Годунов в конце XVI века. Это стало неожиданностью для всех крестьян. Отсюда и пошла знаменитая поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», означающая обманутые ожидания.

Сергей Иванов «Крестьяне уходят от помещика в Юрьев день», 1908. Фото: regnum.ru

Актуальный символ

С подачи культового режиссера Кирилла Серебренникова Юрьев день приобрел актуальное звучание и в наши дни. Под этим названием он снял фильм, вышедший в 2008 году. Его главная героиня – успешная оперная певица – перед отъездом за границу вместе с сыном приезжает в родной провинциальный город. За несколько судьбоносных дней она потеряет любимое чадо, имя и все, что составляло смысл её жизни. Зато обретет Бога и свое истинное предназначение…

Юрьев день в фильме стал символом изменения жизненных ценностей и мировоззрения в целом. А снимали его во Владимирской области, в городе Юрьеве-Польском, что тоже весьма символично. Своими воспоминаниями об участии в съемочном процесс с читателями Призыв.ру поделился юрьев-польский журналист Сергей Трубкин.

Подготовила Татьяна Лысова

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: