Как заставить ребенка учиться??

Ознакомьтесь со статьей на тему: как заставить ребенка учиться?? на сайте приворот гуру.

Большинство родителей волнует вопрос успеваемости детей. И очень часто мамы или папы жалуются своим знакомым, что их чадо никак не хочет учиться. Как же в таком случае поступить взрослым? Что сделать родителям? Как заставить ребенка учиться? Это все одни из самых распространенных вопросов, которые стоят перед родственниками школьника.

Для начала необходимо выявить причину, по которой ребенок не хочет познавать азы определенной науки. Психологи выявили, что данная проблема может иметь самые простые решения. К примеру, ребенок просто не хочет ходить в школу, так как конфликтует с одноклассниками или не находит общего языка с учителем. Если же причины кроются в другом, то следует обратить внимание и на мотивацию ученика.

Часто школьник прекрасно справляется с одной наукой, получает по ней только положительные отметки, а другая никак ему не дается. К примеру, ребенок не хочет учить русский язык, биологию или математику. В данном случае родителям рекомендуется, в первую очередь, поговорить об этом с учителем. Каждый человек индивидуален и имеет определенные склонности и интересы. Кому-то легко даются естественные науки, а кто-то более расположен к гуманитарным. И ломая голову над тем, как заставить ребенка учиться, взрослые не учитывают, что ребенку может просто трудно понять азы данной науки, зато он прекрасно рисует или с легкостью решает задачи по физике. Не стоит слишком сильно давить на школьника, если он не проявляет интереса к определенному предмету.

В последней ситуации наилучший способ – сильная мотивация. Но ни в коем случае это не должна быть оценка или сравнение с другими детьми, которые более успешны в этой науке. Если родители считают, что именно данный предмет пригодится школьнику в последующем, следует привести ему веские аргументы по этому поводу. Не менее сильной мотивацией может стать и поощрение за успехи. Это немаловажный момент того, как помочь ребенку учиться. Однако не обязательно поощрение должно быть материальное. Для детей (особенно младших школьников) очень важна похвала родителей. Следовательно, психологи рекомендуют отмечать даже малейшие успехи ребенка, хотя бы в устной форме.

Игровая форма занятий делает их интересными и увлекательными. В такой форме можно объяснять новые темы или закреплять полученные знания. Особенно это важно в начальной школе, когда ведущей деятельностью, наряду с учебной, все еще остается игровая.

Говоря о том, как заставить ребенка учиться, следует упомянуть и желание некоторых родителей отдать малыша сразу на несколько секций и в различные кружки, помимо основных занятий в школе. Объясняется данный момент хорошими мотивами взрослых сделать из своего чада разносторонне развитую личность. Но в некоторых случаях можно добиться противоположного эффекта. Ребенок иногда просто не в силах справляться с такой нагрузкой, и его организм, а также он сам, сознательно или нет, испытывает нежелание учиться. В таком случае успеваемость падает, а взрослые не могут понять причину этого.

Слишком сложный материал, который плохо объясняет учитель, также может являться причиной того, что у школьника пропадает мотивация к учебе. Для того чтобы избежать этого, родителям следует внимательно отследить, что именно является причиной отрицательного отношения к занятиям.

Нужно сказать, что вопрос “Как заставить ребенка учиться?” формулируется взрослыми неправильно. Школьника необходимо правильно мотивировать на то, чтобы он занимался. Если это получится, родители избавятся от многих проблем и ссор со своими детьми. В некоторых случаях причиной плохой успеваемости может служить быстрая утомляемость, что является индивидуальной особенностью ученика. Для профилактики этого следует чаще менять виды деятельности, а также, что довольно важно, установить и соблюдать для школьника режим.

18 июля 2018

Ребенок не хочет учиться и никакие уговоры не действуют. Такая ситуация встречается достаточно часто. И для родителей важно верно определить причины такого нежелания и исправить ситуацию.

Как заставить ребенка учиться?

Инструкция

Выясните

причины

отсутствия интереса

к учебе

. Серьезные пробелы в знаниях не позволяют ребенку усваивать новый материал, а конфликты со сверстниками вряд ли подогреют интерес к учебе. Поговорите с учителями. Если есть возможность, наймите репетиторов, чтобы они подтянули ваше чадо по отдельным предметам. Найдите талантливых педагогов, которые смогут привить ребенку интерес к учебе.

Если ребенок в принципе учится хорошо, но крайне нестабильно из-за лени или отсутствия интереса, пообещайте вознаградить его за хорошую учебу. Это может быть поход в кино, поездка в горы, любимое блюдо

ребенка . Также вы можете применять запреты в качестве наказания: лишить его права играть в компьютерные игры,

встречаться

с друзьями, пока оценки не будут исправлены.

Расширьте сферу интересов

ребенка : возможно исторические

фильмы

пробудят интерес к истории, спектакль – к изучению литературы, а

биография

любимого спортсмена вдохновит на учебу. Не ожидайте от

ребенка равного интереса ко всем школьным предметам. Гуманитарий вряд ли проявит повышенный интерес к физике или химии.

Обратитесь к психологу. Причиной плохой учебы могут быть и неврозы, психические травмы, конфликты

в школе

и дома. Возможно, ребенок переживает стресс в том или ином виде. Причин отсутствия мотивации может быть множество, правильно определить их и подсказать рычаги воздействия на

ребенка может только специалист.

Следите за тем, чтобы ребенок полноценно питался. Некачественное

питание

, недостаток витаминов ведут к ухудшению деятельности мозга. Иногда достаточно обратится к врачу, чтобы он назначил курс витаминов, и проблема нежелания учиться отпадает сама собой.

Чаще разговаривайте с ребенком об обстановке в школе, делайте вместе уроки, обсуждайте изучаемые темы. Возможно, ему просто не хватает вашего внимания или скучно

делать

уроки одному. Особенно это относится к младшим школьникам, которые предпочли бы поиграть, побездельничать и помечтать, чем

заняться

уроками.

Как убедить ребенка учиться

«Скоро во всех квартирах страны: уроки (с грехом пополам) сделаны, отец охрип, дочь оглохла, соседи все выучили, кошка пересказала», — как ни странно, я все чаще вижу этот анекдот в новостных лентах.

А если вспомнить, что на улице уже середина августа, становится не до смеху. Ведь не только неопытные родители, но и мамочки со стажем нередко искренне не понимают: ну как заставить ребенка учиться?

Итак, с вами снова Саша Богданова! Предлагаю тему на повестку дня. Острую, конфликтную, больную — но необходимую родителям как старшеклассников, так и детей помладше.

Цель оправдывает средства?

«Талантливый, но такой бездельник!», — разводит руками мама подростка. «Уговоры на него не действуют — приходится кричать, лишать карманных денег и прогулок. Вроде бы взялся за ум».

Надолго ли? Конечно, каждому хочется, чтобы его сын или дочь окончили школу с отличием, поступили в престижный вуз, нашли высокооплачиваемую работу… «Посмотри на себя, двоечник! Если ты получаешь такие оценки в своем пятом классе, то что будет дальше?»

А будет вот что. Сравните, как чадо слышит ваши слова:

  • «Мой сын растет идиотом» — «Я ни на что не годен»
  • «С такой учебой будешь дворы подметать!» — «Мое будущее бесперспективно»
  • «В нашей семье все получили высшее образование. С твоими усилиями максимум в ПТУ поступишь» — «Я позорю семью, мне среди них не место»
  • «Тройка? Две недели без интернета!» — «Я им неинтересен, они ждут от меня только положительных отметок»

Я уже молчу о том, когда папа берется за ремень. Если и можно таким способом получить прилежного отличника, то наверняка с багажом комплексов, страхов и отвращением к обучению (в дальнейшем — и работе).

Как вы думаете, добьется ли такой человек успеха в жизни?

А смысл учиться?

Забавно, но даже многие взрослые не могут убедительно ответить на этот вопрос. Среднестатистическому ребенку не составит труда в пух и прах разбить родительские аргументы.

Тем не менее, что все-таки кроется за этими словами?

  • Чувство несправедливости

Популярность — той девочке с новым смартфоном. Хорошие отметки и место в академии — богатому недорослю. Неравенство присутствует даже в младших классах — учтите, что дети среагируют очень остро.

  • Отсутствие критики

Да-да! Нам часто рекомендуют не критиковать наше чадо — между тем это может обернуться ленью. Зачем мне стараться, если я творческий от природы?

  • «Зона комфорта»

Чтобы стремиться, человек должен испытывать в чем-то недостаток. Если у него есть абсолютно все, это может спровоцировать застой в делах и интересах. Данное правило касается каждого (и не только учеников).

  • Травля

Присмотритесь к состоянию подростка: возможно, причина неуспеваемости кроется в плохих отношениях с одноклассниками или учителями. Если это необходимо, поговорите с классным руководителем или обратитесь к психологу.

  • Излишне легкая/тяжелая программа

Может, он зевает на уроках? Или, наоборот, закатывает глаза от навалившихся домашних заданий? Есть смысл поменять учебное завдение — так вы сбережете нервы и себе, и чаду.

Кнут или пряник?

Нужно ли все-таки заставлять школьника учиться? Самолично взять шефство или рискнуть парой-двумя «пятерками»?

Почти каждый из нас вырос в авторитарной семье, где безоговорочное подчинение младших старшим — дело в порядке вещей.

Но, применяя жесткие методы наших дедушек-бабушек, мы и сами можем запутаться:

  1. с одной стороны, не лишать же ребенка детства?
  2. с другой — как вовремя и на корню пресечь распущенность и взять ситуацию под контроль?

Увы, это самый легкий способ потерять контакт. Я предлагаю более эффективный способ — стимулирование интереса к предметам.

Советы родителям

Можно ли учиться с удовольствием? На самом деле все просто!

  • Установите связь

Первое и самое важное правило. Если нет контакта с подростком, какая речь может идти о договоренности? В этот трудный возраст ему нужно от нас немногого — поддержки и понимания.

  • Откройте его учебник

А еще лучше — попробуйте сделать хотя бы одно упражнение из домашнего задания. Не стесняйтесь делать уроки вместе; так вы намного быстрее заполните «пробелы» и привьете интерес к предмету.

Этим можно добиться намного большего, чем криками и оскорблениями.

  • Давайте оценку не личности, а действиям

Ученик быстро поймет, что все зависит от него, а значит, он вправе направлять ситуации в нужное ему русло. Это не похоже на приговоры вроде «ты глупый» (зачем мне развиваться, если бесполезно?) или «ты очень умный» (зачем, ведь я и так молодец).

  • Откажитесь от ложной мотивации

«Для кого ты учишься?» — «Для вас!». К сожалению, во многих современных российских семьях это единственный стимул.

Ваша задача — расшевелить его любопытство, даже если это обойдется в покупку микроскопа. Или сделать так, чтобы дети применяли свои знания в игровой форме.

  • Креативно подходите к процессу

Можете делать вместе макеты, проводить опыты (для этих целей лучше купить специальную книгу), выращивать кристаллы… Да и биологию на рыбалке можно подучить. Как видите, вовсе не обязательно сидеть за энциклопедиями.

Я вот кстати ни так давно «познакомилась» с Екатериной Кес, правда причина знакомства была у нас на другую тему, а именно «как помочь ребенку пережить развод родителей». Да, пришлось мне «обращаться».

Но я кроме нужного мне, нашла у неё интересный тренинг “как научить ребенка учиться” и знаете… Пройдя нужный мне материал, я не сомневаюсь что этот будет таким же полезным! Тч пробуйте, расскажите потом)

В качестве послесловия

Ни для кого не секрет, что образование влияет на всю дальнейшую жизнь. Но намного важнее сохранить доверительные отношения с родным человеком, стараться понять, а не кидаться возмущениями.

Помните пословицу: лучше получить синий диплом с красным лицом, чем наоборот? Возможно, подросток не станет вторым Эйнштейном, не накопит внушительное состояние, не поступит в МГУ. Но все-таки есть вещи поважнее внешнего благополучия.

А как вы решаете проблему: заставляете ли выполнять задания? Думаю, моя заметка будет полезна тем, кто не первый раз наступает на грабли, действуя жесткими методами.

Жду вашего мнения — как вы приучали своих детей к учебе? И, конечно, не забывайте подписываться на мой блог.

И снова конкурс

Сегодня это будет тоже ребус. Кто не в курсе, я провожу сейчас конкурс «поймай загадку», кто первый отгадал, того и приz) всё просто…

Загадка № 6

Подсказка: Просто в голову пришло) Ребус очень легкий, по детски легкий и в подсказках не нуждается! Удачи, друзья! 😉

На этом сегодня всё, до встречи в новых статьях!

Всегда с вами, Саша Богданова

«Моя дочь учится из-под палки… Я перепробовала все способы воздействия». «Мой сын тупой, природа отдохнула…» Никогда родители так часто не жаловались на своих отпрысков, взывая о помощи!

Зависть к детям из «высшего общества» стимулируют рыночные отношения в школе. «А что мне за это будет?» «Надо дружить с Петей, у него папа банкир!» «Давай поменяемся: ты мне дашь списать домашнее задание, а я тебе подарю модный журнал!» Разводы, разделы имущества, взаимные упреки в низкой зарплате, манеру общения с друзьями и знакомыми из разных социальных кругов — все это дети видят, «фотографируют», «сканируют» и «копируют» с нас.

Еще одно радикальное изменение — они растут в новой коммуникативной среде. Компьютеры заменяют членов семьи, «стрелялки», «бродилки» — ролевые игры со сверстниками. Для новой генерации характерен высокий интеллект и недоразвитая (по традиционным понятиям) личность. Эффект «индиго», сверходаренных и технологически продвинутых детей — это всего лишь эффект мальчика Кая из «Снежной королевы», умного, но со льдинкой в сердце.

Мобильная связь спровоцировала психологическую созависимость детей и родителей. Она стала инструментом контроля в руках активных мам и бабушек. Ребенку не нужно больше принимать самостоятельных решений и планировать свою жизнь!

Перенасыщенная информационная среда расшатывает уверенность ребенка в себе. Особенно при негативном характере информации. Раньше мы узнавали только о победах и достижениях, сегодня — о жертвах терактов, пожаров, авто- и авиакатастроф.

Дети стали бояться бедности, потерять родителей, двойкой теперь их не испугать. Знания не гарантируют более важное для наших детей физическое и социальное выживание. Поколение «психопатов» советского монументализма и прожектерства вырастило поколение невротиков постперестроечной разрухи, а они уже растят юных потребителей, которым родители хотят додать то, что не получили сами в детстве. История повторяется через поколение. Маятник в воспитании уходит из одной крайности в другую, от брошенных детей к невротической гиперопеке.
 

1 СИТУАЦИЯ

Танечка очень стеснялась отвечать и переспрашивать. Ей нужно было время, чтобы подумать над ответами. В конце второго класса на родительском собрании ее причислили к «твердым троечникам», которым придется работать летом дополнительно. Папа Тани — чиновник высокого ранга, и школьная ситуация здорово била по его самолюбию. «Моя дочь еле учится… Скажи, что тебе не хватает? У тебя есть все — отдельная комната, одежда, еда… Мама дома, тебе помогает. Нельзя учиться на хорошо и отлично? А что нас ждет дальше?» Но у Тани было свое самолюбие. Она хлопнула дверью и ушла на улицу. Никогда ей не было так одиноко… Родители разыскали ее на вокзале, догадавшись, что дочка отправится к бабушке в Минск… Таня подросла, подтянула учебу и уже выбилась в хорошисты, но до сих пор помнит реакцию отца на тройки и свое чувство одиночества и отчаяния.

Родители: «Наша дочь троечница… Нам стыдно ходить в школу на родительское собрание».

Ребенок: «Они меня не любят, потому что я какая-то не такая уродилась… Моя жизнь кончена…»

Отрицательные ярлыки («троечник», «неудачник», «недотепа») снижают мотивацию достижения у детей. Что проку стараться, если тебя все равно будут ругать за плохие отметки? Дети обнаруживают, что в школе есть «любимцы» и «изгои», «трудные» и «отличники». Этот ярлык — показатель статуса ребенка в группе, который, в свою очередь, становится стереотипом, управляющий поведением члена группы. Все знают, что Петя занимается футболом, он — спортсмен, а Маша хорошо решает примеры и задачи, она — умная. Если ярлык «хороший», он напоминает ребенку о достижениях и подбадривает его в трудные минуты. Если «плохой» — он усугубляет ситуацию, делает ее почти безнадежной, снижая самооценку у психически подвижных детей. У детей с сильной нервной системой он повышает уровень скрытой агрессии.

Объектом оценки должен стать не ученик, а результаты его усилий. Различают отметки и оценки. Отметки, как зарубки, метки, позволяют отслеживать и нам, и самим детям траекторию прогресса в обучении. Оценки — это невидимые колпаки с надписями, которые дети носят очень долго, после того как мы водружаем их им на головы. Корона. Маска. Клеймо. Если мы не можем им помочь, может, мы хотя бы не будем подрезать крылья?
 

Мы говорим | Они слышат
• Ты позоришь семью. У нас все оканчивали школу с золотыми медалями. | • Я — гадкий утенок.
• Если ты сейчас учишься на тройки, что с тобой будет дальше? | • Чем старше становишься, тем тяжелее и беспросветнее…
• Я не хочу даже знать, что ты получил двойку. Как хочешь, но чтобы домой приносил хорошие отметки! | • Я им безразличен. Их интересуют только мои отметки.
Как не стоит реагировать | Лучше сказать
• Папа с дневником, в котором стоит «3», — дочке: «Моя дочка троечница…»
• Ребенок: «Почему он расстраивается из-за одной-единственной отметки?.. Лучше бы помог…»
| • Отец: «Я тоже думаю, что это недоразумение. Нужна помощь?»

2 СИТУАЦИЯ

Валера прекрасно учился в первом и втором классах, но в третьем, после того как поменялась классный руководитель, которая к Валере относилась с особой симпатией, он стал учиться хуже. На пристрастные вопросы родителей, почему он отвлекается на уроках, отпускает шутки, не выполняет некоторые домашние задания, он твердил: «Скучно… Не знаю, как-то вылетело из головы!» «Раньше ты учился на одни пятерки!» — «Четверки — тоже хорошие отметки. Я хорошо учусь, мама!» К концу третьего класса у него появились тройки. Школьный психолог нашла причину: Валера не знает, зачем ему учиться и почему важно выполнять задания всякий раз. Четыре месяца работы в группе «вернули» Валеру в школу. Он снова стал блестяще заниматься, но теперь уже осознанно!

Взрослые: «Ты способный, но ленивый! Жалко, что пропадают такие способности».

Ребенок: «Они понимают, что я способный и обладаю даром. Этого достаточно, чтобы ничего не делать. Мне повезло!» Психологи и педагоги призывают хвалить детей, чтобы поощрять к учебе. Но объектом оценивания и похвалы должен быть не сам ребенок, его характеристики, а действия и результаты усилий. Способности — это прекрасный стартовый капитал, но они могут остаться неиспользованным природным ресурсом, необработанным материалом, потенциалом, который так и остался нераскрытым.

Школьная программа построена на формировании все более усложняющихся навыков. Наша система образования одна из наиболее систематических и фундаментальных. Пропуски уроков чреваты быстрым нарастанием пробелов. Выход в том, чтобы у детей выработать привычку заниматься, ориентироваться на достижение хорошего результата.

Иногда даже одаренные дети не знают, зачем им учиться, если жизненный успех измеряется материальными благами? Можно применить математическую метафору: «Способности — это 10% от капитала (таланта), остальное — труд! Обладая способностями, ты гарантированно станешь бедняком. Работая, не покладая рук, ты будешь стремительно обогащаться. Придет время, и все это увидят! »
 

Мы говорим | Они слышат
• Если ты получишь еще одну двойку, я не знаю, что я с собой сделаю… | • Если она с двойкой не справляется, то как она вообще живет?
• Я сегодня же пойду в школу и выведу всех на чистую воду! | • А как я потом буду учиться? Меня же съедят…
Как не стоит реагировать | Лучше сказать
• Мама: «Вы несправедливо поставили моей дочке два… Вы цепляетесь к ней!»
• Ребенок: «Теперь мне точно конец».
| • Мама: «Спасибо вам за возможность поговорить. Мне показалось, у нас есть небольшие трудности в решении задач. Не могли бы вы уделить нам внимание?»

3 СИТУАЦИЯ

Сашенька была единственным ребенком в семье, жила с мамой и бабушкой. Мама фактически была папой, часто уезжала на заработки, была добытчицей, а бабушка водила внучку в детский садик, поликлинику, на прогулки. Тихое семейное счастье закончилось, когда Сашенька пошла в школу: скромная девочка потерялась среди своих шумных одноклассников, постепенно стала отставать в школе. Бабушка готова была готовить обеды, стирать, присматривать за внучкой, но она опасалась вмешиваться в школьные дела. Поскольку мама появлялась дома только на выходные, она пыталась штурмовать события, ругала дочку, пугала ее тем, что она вырастет неграмотной, а иногда взывала к совести. Общение с дочкой стало похожим на дополнительную работу дома. Перепуганная Сашенька сидела и тупо смотрела на задание, не зная, с чего начать. Ей казалось, что любое ее телодвижение приведет к страшным последствиям. Учеба становилась все хуже. В третьем классе ее оставили на второй год, хотя классная руководительница была уверена: этому ребенку нужно было только немного помочь утвердиться, войти в группу, адаптироваться к темпу школы.

Мама: «Я и так несчастна, а ты еще и плохо учишься! До каких пор ты будешь меня изводить?»

Дочка: «Я тупая… Я виновата в том, что у нас нет отца, нет денег и мама болеет…»

Чтобы оказать давление на ребенка и заставить учиться, мы иногда взываем к его совести и сочувствию. Ребенок не должен использоваться как психотерапевт, отдушина, жилетка, чтобы поплакаться. Так у ребенка сформируется огромный комплекс вины: он постоянно разрушает жизнь самого родного ему человека, мешает быть ему счастливым и радостным. Ваш ребенок будет нести гораздо больший груз, чем вы сами. Вы думаете, это придаст ему сил и уверенности? Или вы дорожите своей репутацией вечной жертвы, заложницы неблагоприятных обстоятельств?

Если честно, обстоятельства всегда против нас, а дети всегда требуют внимания и сил. Если вам трудно держаться, подумайте, кто из родных и знакомых мог бы помочь? Как организовать среду так, чтобы это и вам, и ребенку придавало сил?

Не нужно стесняться беспокоить учителей, они будут рады сотрудничеству с вами, ведь и у них непростая задача: обучить целый класс детей с разным уровнем подготовки, способностями и мотивацией.
 

Мы говорим | Они слышат
• Тебе достались хорошие гены! Я тоже учился легко, сын! | • Ура! Мы — счастливая семейка! Главное, чтобы достались гены. Пусть работает тот, кому не повезло!
• Ты просто ленивый, стоит только поднатужиться, как ты покажешь блестящий результат! | • Я бы поднатужился… Но я ленивый. Как-нибудь удивлю их, ладно уж!
• Ты почему не учишься? У тебя есть все, чтобы учиться хорошо! У тебя светлая голова! | • Я не пойму, они меня хвалят или ругают? Пусть подумают, а я пока погуляю…
Как не стоит реагировать | Лучше сказать
• Отец с дневником, в котором красуется «3»: «Это при твоих-то способностях!»
• Ребенок: «Моих способностей хватит на всю жизнь!»
| • Отец: «Способности атрофируются, если их не тренировать! По-моему, у тебя они исчезают…»

ПОЧЕМУ ОНИ НЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ?

1. Они не понимают — зачем? Раньше зависимость между образованием и положением человека была очевидна. Образование требовало личных усилий в школе и семейных — после школы. Потому что совмещать работу и учебу было нельзя. Учеба приравнивалась к труду. Общая атмосфера восторга перед новыми знаниями и возможностью из крестьян перейти в инженеры стимулировала и детей. Сегодня мы сами расхолаживаем их, говоря походя, что дело не в образовании, а в связях, не в усилиях, а в симпатиях, не в таланте ученика, а в деньгах родителя.

2. Прикрепить ребенку отрицательный ярлык — все равно что поставить крест на его «карьере». Если нет зависимости между усилиями и поощрениями, даже обезьянка в зоопарке не будет прыгать с ветки на ветку, а будет лениво висеть на хвосте.

3. Они не приучены совершать усилия, потому что в «нормальной» семье у ребенка «должно быть все». Мы опекаем своих детей, даря игрушки, приставки, компьютеры. Дети должны расти в условиях некоторого дефицита. И тогда они сами будут придумывать игры, из палочек, кубиков и пуговиц строить города, населенные необычными существами, придумывать или разыгрывать сказочные сюжеты. Новые технологии при всей их кажущейся сложности построены на простых манипуляциях образами. Так мы учим детей достигать результата без физических усилий и социальных навыков.

4. Они мало играли до школы в ролевые игры. Тем, кому повезло ходить в детский сад, не придется радикально менять обстановку, учиться в окружении других детей, контактировать с ними, учитывать их интересы. Для некоторых «домашних» детей школа — это стресс! Они предпочитают держаться подальше от активных детей, чувствуют тревогу, отвечая у доски, конечно, беспокойство мешает им сосредоточиться на предмете.

5. Им бывает просто скучно! Есть дети, которым интересны сложные задачи. Представьте, что тяжеловесу предлагают поднять ведро воды. Он чувствует, что его принимают за идиота. Может, это случай вашего ребенка? Попробуйте не упростить задание, а усложнить, чтобы и вы, и ваш ребенок почувствовали границы своих возможностей. В любом случае нужно заниматься дополнительно!

6. Мы так восхищаемся нашими детьми, их способностями и талантами, что иногда им уже ничего не нужно делать: счастье, что родился такой вундеркинд!
 

ПОЧЕМУ ОНИ ВСЕ-ТАКИ УЧАТСЯ?

1. Учиться все-таки безумно интересно! Даже если бы не было школ, мы все равно учились бы. Школа дает возможность систематических и разносторонних знаний.

2. Так принято — ходить в школу, делать уроки. Для многих, особенно для девочек, это разновидность социальной игры, в которой много участников, есть где развернуться!

3. Они учатся, чтобы нас не расстраивать. Если родители выражают свой восторг или разочарование, ребенок, опять-таки особенно если это девочка, может стараться еще и для того, чтобы порадовать семью, вызвать одобрение. Это дополнительный мотив обучения, который, однако, не стоит эксплуатировать.

4. Они чувствуют доверие взрослых. Ведь теперь они не «малышня», а школьники с портфелями и заданиями. Школа — это институт взросления. Дети хотели бы обладать возможностями взрослых людей, чтобы наконец исполнить свои детские желания!
 

ВЫХОД ЕСТЬ!

Взять ремень и выпороть или поставить в угол на колени, на гречку — или заставить эту гречку перебирать?

1. Вообще-то в слове «заставить» проявляется желание строгих родителей жестко контролировать ситуацию и продавливать свои решения.

Психологическое давление — инструмент жестких людей, которые выросли в условиях подчинения авторитетам и считают справедливым, когда младший безоговорочно подчиняется старшему. Горькая ирония в том, в своих методах воспитания мы тоже впадаем в крайности — то нам жалко детей и мы хотим им дать свободу, то мы обнаруживаем, как они распущены, и в ход идут самые строгие методы наказания и ограничения. Это простой путь потерять контакт с ребенком. А без контакта с ним уже ни о чем не договориться…

2. Верный путь стимулировать обучение — это сформировать уже у малышей познавательный интерес к миру. «Посмотри, какой жучок…» «Иди, попробуй сделать это сам!» «О, как интересно… Беги ко мне!» Детское удивление и готовность пробовать необычные вещи нужно поддерживать и поощрять: «Молодец, что заметил!», «А я и не знала, что ты можешь так рисовать (застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, складывать игрушки)!» Большинство взрослых именно так себя и ведут. Но когда ребенок подрастает, акцент перемещается на интеллектуальные достижения, а потребности «Я» ребенка в похвале, признании и безусловной любви начинают игнорироваться, зависеть от школьных отметок.

3. Чтобы не сбиться с пути, ориентируйтесь на чувства ребенка, давайте ребенку обратную связь: «Я вижу, ты расстроен. Еще бы!», «Я тебя понимаю… Похоже, ты сделал все, что мог в той ситуации», «Мне тоже не все равно…», «У тебя горят глаза от счастья. Ну-ка, похвастайся!»

4. Не скрывайте своего огорчения и ожиданий: «Я ожидал большего. Иногда на задание нужно тратить не час, а два…», «Почему ты не попросил о помощи? Мы же рядом!», «Что было самым трудным?», «Я уверен, что дальше будет интереснее!»

5. Но точно так — открыто и внятно — нужно хвалить ребенка за удачные решения. Напоминайте ему о прошлых достижениях, настраивайте на удачу! Иногда одобрение — это аванс, а иногда — подсказка. Хвалите то, что он делает, а не его самого. Это очень просто: «Мне нравится, как ты тут придумал…», «Молодец, это интересное решение!», «Хороший ход. Умно…», «Покажи, как ты это сделал? Ну-ка, научи и меня!»

6. Неплохо измерить IQ ребенка или пройти другие тесты на развитие интеллекта, чтобы оценить ресурс ребенка, понять структуру его способностей. Это потешит ваше самолюбие. Но ориентировать ребенка нужно на постоянные и систематические усилия.

7. Ложная мотивация. Мы напоминаем детям, что наше самочувствие и счастье зависят от их усилий, школьных успехов. Сделать взрослых счастливыми — это слишком сложная, ответственная и… размытая мотивировка. Конечно, кто-то постарается угодить маме или папе. Но разве дети живут и учатся для нас? Лучше сказать: «Я опасаюсь, что, если сейчас не позаниматься, в дальнейшем будут еще большие проблемы», «Надо бы подтянуться!»
 

«Как заставить ребенка учиться?», пожалуй, один из самых обсуждаемых вопросов среди родителей школьников. Сравниться в ним по значимости может только больная тема о увлеченности детей компьютерными играми. Про игры мы уже говорили, теперь о школе. Скажу сразу — вы не найдете здесь рецептов того, как заставить ребенка учиться.

Я предлагаю подумать над вопросом: «А надо ли?» Почему-то, мало кто всерьез себя спрашивает: «А зачем заставлять ребенка учиться?». Еще со тех времен, когда был в моде дедушка Ленин, завещавший нам «Учиться, учиться и учиться!», мы затвердили, что учиться всенепременно нужно, и «по умолчанию», перенесли это на школьное образование. Да, учиться нужно, не спорю, но, если точнее — нужно развиваться. И не только в детстве — развиваться человек должен всю жизнь, если он себя любит — на то мы и люди!

Но, если говорить о школе, то совсем не факт, что благодаря получаемым там знаниям наши дети развиваются. Как не факт и то, что успешная учеба в школе — залог успешного будущего. Вспомните сами школьные годы — не так уж давно это было. Что из полученных там знаний пригодилось вам в жизни? А что вы вообще помните из этих знаний, кроме нескольких правил русского языка и таблицы умножения? Так ведь и то — пишут грамотно не те, кто старался выучить правила, а те, кто много читал. Правила, в общей массе, из головы выветрились — даже у меня, сдававшей экзамен по теории русского языка ежегодно с 4-го класса на «отлично».

Еще раз повторю вопрос: Зачем мы воюем с нашими детьми, заставляя их учиться, причем не просто учиться, а на хорошие оценки? Ведь чего мы только не придумываем! Мы всячески поощряем пятерки и «кастрируем» их за двойки (это выражение моего сына о тяжелой жизни одноклассников). Мотивируем и наказываем, водим ребенка к психологам и обсуждаем вопрос на форумах…

Как говорится, «не мытьем — так катанием» мы пытаемся добиться от детей хороших оценок по предметам, которые им никогда не пригодятся. А получаем мы в результате этих усилий стресс у ребенка и у себя и холодную войну дома — ни то, ни другое не приносят никакой пользы ни нам, ни детям. И это только два ближайших пункта из длинного списка отрицательных последствий нашего «заставляния»…

Мои принципы в воспитании детей:

  1. Проверочный вопрос при любом воспитательном воздействии: «Как то, что я делаю и чего хочу от ребенка, отразится на его будущем?» То есть, что он будет делать с последствиями моего «воспитания», когда станет взрослым — они ему помогут жить или станут проблемой, на решение которой придется потратить полжизни? Этот подход принципиально отличается от того, который очень хочется иной раз применить  — добиться того, чтобы ребенок был «удобным» сейчас. Это проще, и получается само собой — ведь именно так почти всех нас и воспитывали.
  2. Ребенку нужно доверять. У него есть интуиция, инстинкт и свой путь развития, и он знает (чувствует) что ему полезно, а что — нет. Он по природе не дебил и не злыдень. Изначально ребенок рождается морально и психически здоровым и способным, а если в нем и проявляются со временем какие-то отклонения — то это уже наша заслуга. Опять-таки более распространено обратное убеждение, что дети глупы и испорчены — и их постоянно нужно «исправлять» и «наставлять на путь истинный» во всех сферах жизни. Стоит нам ослабить неусыпный контроль — и они сразу «скатятся в канаву», образно выражаясь. Сколько бед приносит такая позиция детям, и в детстве, и особенно, во взрослой жизни, сегодня говорить не будем — спросите у психологов. Или вот моя статья о нравственном воспитании детей.

Начнем со второго пункта. Признайтесь, кому нравилось учиться в школе? Есть такие? Ходить в школу ради общения некоторым нравилось, да — а именно учиться? Я помню, как у нас было принято стонать по поводу ненавистной учебы, и как мы сочиняли пародии на стихи и песни, выражая свое недовольство школой. А ведь я была отличницей, и учеба давалась мне легко.

Сейчас я наблюдаю, как мой сын с друзьями обнаруживают те же настроения — прямо так детство и вспоминается! Ни один ребенок не хочет учиться в школе. Так может, он прав, защищаясь от того, что ему не нужно и не полезно? Ведь сами по себе дети любознательны и у них есть инстинкт развития. Вон, мой младшенький сидит и учит слова по картинкам — не оттащишь, а никто ведь его не заставляет!

Теперь о «пользе хороших оценок». Вы, наверное, не раз слышали, что по данным социологических исследований троечники в жизни достигают большего, чем отличники. Если не слышали — спросите у Google. Такое ощущение, что те, кто хорошо учился в школе, растрачивают на это весь свой потенциал — и на долю взрослой жизни уже не остается. Но это шутка. На самом же деле, наша система образования построена так, что для того, чтобы хорошо учиться, нужно разучиться самостоятельно мыслить и выучить шаблоны. Почему она так устроена, судить не берусь — но это факт. Вы серьезно думаете, что школьная учеба развивает и дает знания, которые потом помогут ребенку обрести успех в жизни?

Мои школьные сочинения всегда висели на доске почета не потому, что там было что-то оригинальное, а наоборот. Я быстро догадалась, что мои мысли никому не интересны. Высказывать свое мнение я начала только в старших классах — уже из бунтарства, а до этого просто писала опусы, ловко составленные из расхожих штампов. И это — сочинения!

С тех пор ничего не изменилось. Сейчас моего сына никогда не зовут к доске и ругают за то, что он неправильно — не так, «как положено», решает задачи по математике. У ребенка выдающиеся способности к предмету, учительница это признает, но что делать с этой «неправильностью» она не знает — разве что на олимпиады его направлять… В третьем классе я пыталась его «заставить» учить таблицу умножения, но после того, как он мне доказал, что умножает и делит без нее с той же скоростью, что и я, отступилась. Так до сих пор и живет без таблицы умножения, что не мешает ему решать за урок контрольную в двух вариантах…

Очевидно, что человек, не способный (разучившийся в школе) самостоятельно мыслить вряд ли многого добьется в жизни. Нет, «винтиком системы» он может быть, но те времена, когда была «система с винтиками», уже канули в лету. Современная реальность требует креативности и самостоятельности. Опять же, если ребенок все силы отдает учебе, у него не остается времени на то, чтобы приобретать действительно важные навыки — общения, например. Или углублять самостоятельно знания в тех областях, которые ему действительно интересны и лягут в основу его будущей профессии. В результате, сами понимаете — успех ему не светит… Не слишком ли это дорогая цена за хорошие оценки в школе?

Кому они вообще, эти оценки, нужны?

  • Оценки нужны учителям для рейтинга (или как это называется?). Учительница сына моей сестры регулярно давит на нее, чтобы она озаботилась оценками сына, откровенно признаваясь, что она сама в этом заинтересована — не в успехах ребенка, а в своих баллах. Ничего не имею  против учителей и их премий. Они не виноваты, что система образования такова, но приносить в жертву этому своего ребенка как-то не хочется…
  • Еще оценки детей нужны нам самим. Нам хочется гордиться и хвастаться, что наш ребенок — отличник. Это настолько приятно, что будущее этого ребенка уже как-то не важно. Тем более, что мы твердо верим в штамп, выученный в школе, что будет хорошо учиться — его ждет блестящее будущее, а не будет — станет дворником. И мы, вроде как, за него «переживаем», видя двойки… Подумать, что этот штамп не соответствует реальности, мы себе труда не даем. На самом же деле, оценки — даже не показатель умственного уровня ребенка и его способностей. Оценивается только умение «вызубрить» что-то вовремя. Если уж мы хотим гордиться нашими детьми, то лучше обратить внимание на  другое — на развитие творческих способностей, смекалку, волю, умение добиваться целей. О наших детях больше говорит — и больше им дает, дополнительное образование, кружки, секции, увлечения и авторитет у сверстников, чем школьная учеба. Считать ребенка «тупым» на основании двоек по любому предмету, по меньшей мере, несправедливо, а заниженная нами его самооценка гораздо ощутимее скажется на его будущем, чем незнание каких-нибудь логарифмов.
  • Меньше всех хорошие оценки нужны самому ребенку. Даже уважения среди сверстников благодаря им не получишь, скорее наоборот — «ботаником» обзывать будут… Это не говоря уже о том, что в будущем они ему, скорее, навредят.

Что же делать со школой?

Вы спросите: Так и что теперь, пусть совсем в школу не ходит? А как же он в институт пойдет? — Ну, не так радикально — пусть ходит, но хорошо учиться там совсем не обязательно. Мы не силах изменить законодательство и систему образования, но свести к минимуму последствия взаимодействия наших детей с этой системой мы можем. Для этого просто не нужно требовать хороших оценок. Единственное, что требуется от ребенка — это вытягивать на троечки четверти и полугодия, чтобы не остаться на второй год или на осень. Ребенок сам понимает, что такое «счастье» ему не нужно. Представляете, сколько нервов мы сэкономим себе и детям, если перестанем «напрягаться» по поводу оценок?

Если говорить о ВУЗе, то что мы слышим на первой же паре любого предмета?  —«Забудьте все, чему вас учили в школе!» Да, для поступления в ВУЗ оценки по определенным предметам должны быть хорошими. Так это получится само собой! В средних классах становится понятно, к чему у ребенка есть способности и склонности. Вот пусть на эти предметы и делает упор — особенно в старших классах, поближе к ВУЗу. Зачем ему мучиться, пытаясь добиться чего-то в дисциплинах, к которым у него нет способностей и не лежит душа?

Сейчас мой сын в шестом классе. Как и все, я готовила его в первый класс, рассказывая сказки о том, как интересно в школе и как много нового он там узнает. Через месяц сын сказал, что ему не интересно, и он не хочет ходить в школу. И тут его ждал сюрприз! Мама объяснила, что все равно туда ходить придется — таковы законы общества, иначе его отправят в детдом и там все равно заставят учиться…

Этакая первичная социализация — уважай законы государства, в котором живешь, независимо от того, нравится тебе это или нет. Спорили мы долго — общество с такими законами ему тоже не понравилось… «Ну что же, вырастешь — становись президентом и меняй законы! А пока будь добр «отбыть» эти 11 лет любым способом, не создавая проблем ни себе, ни мне.»

И кстати, эти способы дети находят! Особенно в эпоху всеобщей «интернетизации». Вы знаете, что есть такой сайт, где выложены ответы на все задания? Те, кто списывает оттуда, получают пятерки, а кто делает задания сам — что получится. Вот такая ирония! Учителя об этом знают, но что поделаешь? — ответы-то верные…

Нечестно? — Да. Но в условиях, когда ты учишься «для галочки», а твое реальное развитие и интеллект никого не интересует, и знания эти тебе никогда не пригодятся, нет разницы: выучить — и забыть на следующий день, или списать. Согласны? Если не согласны, то все равно ребенок будет списывать — только вы об этом знать не будете. Если интересно, почитайте о том, как потерять доверие ребенка.

Каюсь, я не без греха — хоть и не ругала за двойки, но пыталась замотивировать на пятерки и напоминала про домашнее задание — безуспешно. Полгода назад мне это надоело и я сказала, что это — его личное дело, но если мне позвонит его классная из-за «хвостов» и будет просить принять меры — придется принимать меры. Высшая мера известна — отлучение от компьютера. И что получилось? — Классная ни разу не звонила, хотя раньше это случалось регулярно! А насколько легче нам с сыном стало жить, вы даже не представляете!

А как вы решаете больной вопрос с учебой ваших детей? Заставляете их учиться или нет? Вряд ли мне удалось переубедить сторонников хороших оценок, но надеюсь, что этот пост хотя бы поможет вам меньше расстраивать при виде оценок ваших детей — как раз скоро дневники выдают… Жду вашего мнения в комментариях — согласны вы со мной или нет? До встречи в новых статьях!

Оценка 4.9 проголосовавших: 12
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here