Незаконное привлечение к работе

Ознакомьтесь со статьей на тему: незаконное привлечение к работе на сайте приворот гуру.

Специфика привлечения к ответственности юридических лиц за правонарушения, предусмотренные частью 1 (4) ст. 18.15 КоАП РФ (Дзьоник Д.В.)

Дата размещения статьи: 28.02.2017

Правовые нормы, регламентирующие отношения в сфере миграции, с течением времени становятся все более совершенными и практически апробированными.
В первую очередь это относится к нормам, которые регулируют процессы, связанные с осуществлением трудовой деятельности иностранными гражданами в интересах юридических лиц (индивидуальных предпринимателей).
Зачастую лишь детальный анализ нормы дает возможность понять перспективы развития диспозиции, изложенные законодателем, актуальность правоприменения и перспективы развития.
В представленной работе будет проведено административно-правовое исследование ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ с учетом изменений в миграционном законодательстве .
——————————–
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 12 февраля 2015 г.) // СЗ РФ. 2002. 7 янв. N 1 (ч. I). Ст. 1.
Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” // СЗ РФ. 2014. 1 дек. N 48. Ст. 6638.

Полномочия по применению данной статьи есть как у подразделений МВД, так и у органов прокуратуры, рассмотрение дел осуществляется должностными лицами и судами. Очевидно, что работодателями могут быть как физические лица, так и должностные и юридические лица. С учетом того, что наиболее серьезные санкции предусмотрены за правонарушения, совершенные юридическим лицами, привлечение юридических лиц вызывает наибольшие сложности, в качестве примера мы будем рассматривать работу именно с юридическим лицами.
Учитывая, что рассматриваемая проблематика является достаточно узконаправленной, в широком смысле для формирования представления о требованиях законодателя и с учетом специфики миграционных правоотношений необходимо пояснить следующее.
Большинство иностранных граждан, как правило, граждан бывших республик СССР, прибывают в Россию с целью трудоустройства. Эта процедура имеет тенденцию к достаточно динамичным изменениям .
——————————–
Государственный контроль за миграционными процессами: Учебное пособие / С.А. Акимова, С.Н. Байжуминов, Н.Г. Максименко, Н.А. Нигметов, Т.А. Прудникова; под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Фонд “Университет”, 2012. 143 с.

На сегодняшний день новейшие требования законодателя для обобщенного иностранного гражданина (к примеру, гражданин Узбекистана Р. 1987 года рождения) заключается в том, что он должен законно находиться на территории России и законно осуществлять трудовую деятельность.
——————————–
Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”; Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (ред. от 31 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2002. 29 июля. N 30. Ст. 3032.

Для иностранного гражданина на сегодняшний день алгоритм действий, направленных на законность пребывания и осуществления трудовой деятельности, заключается в том, что он при въезде в Россию четко в миграционной карте заявляет цель въезда (работа), имеет уже при пересечении границы страховой полис , в течение 7 рабочих дней его принимающая сторона осуществляет постановку на миграционный учет по адресу временного пребывания .
——————————–
См.: п. 5 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (ред. от 31 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 1996. 19 авг. N 34. Ст. 4029.
См.: ст. 25.9 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (ред. от 31 декабря 2014 г.).

Этапом законного осуществления трудовой деятельности для трудового мигранта является получение в установленном законом порядке патента (разрешения на работу с 1 января 2015 г. остаются для иностранных граждан с визовым режимом, но уже выданные действуют до окончания срока действия), выдаваемого для работы в интересах как физических, так и юридических лиц, имеющего четкую привязку к субъекту, на территории которого он действует. Подача документов для оформления патента осуществляется в течение 30 дней с момента пересечения границы, в случае нарушения сроков подачи образуется состав правонарушения, предусмотренный ст. 18.20 КоАП РФ .
——————————–
См.: изменения в п. 2 ст. 13.3 ФЗ N 115-ФЗ согласно Федеральному закону от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” // СЗ РФ. 2014. 1 дек. N 48. Ст. 6638.

Ситуация типична для большинства иностранных граждан, прибывающих в РФ (граждане Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, Азербайджана), но следует понимать, что речь идет о иностранных гражданах, прибывших из стран с безвизовым с Россией режимом.
Также следует отметить, что отсутствие необходимости иметь патент (разрешение на работу) для граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии, со 2 января 2015 г. – для граждан Армении и для граждан Украины, получивших статус временного убежища, придает им особый статус, зачастую требующий отдельного, детального рассмотрения. В представленной работе рассматривается наиболее типичная ситуация, характерная для практики .
——————————–
Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2014 г. N 1338 “О внесении на ратификацию Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Армения и граждан Республики Армения на территории Российской Федерации” // СЗ РФ. 2014. 15 дек. N 50. Ст. 7129.
Дзьоник Д.В. Административная ответственность юридических лиц за правонарушения, предусмотренные ч. 3 (4) ст. 18.15 КоАП РФ // Вестник СПб. университета МВД России. 2015. N 3(67). С. 32.

Что касается работодателя и, собственно, рассматриваемой проблематики, задачей, установленной действующим законодательством при привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина, является привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина, имеющего патент (разрешение на работу), если это требуется в соответствии с действующим законодательством, привлечение же без патента, в случаях когда таковой требуется, образует состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
——————————–
Приказ Федеральной миграционной службы от 28 июня 2010 г. N 147 “О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации” (ред. от 8 декабря 2014 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. 23 авг. N 34; Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (ред. от 31 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2002. 29 июля. N 30. Ст. 3032.

Литература

Административная ответственность работодателя

Вернуться назад на Ответственность работодателя

Привлечение руководителя к такому виду ответственности является самым распространенным случаем. Чаще всего она наступает по статье 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», которая накладывает следующие суммы штрафных санкций на работодателя за следующие отступления:

1. за разрешение осуществлять рабочую деятельность работнику без составления с ним договора о трудовых отношениях:

• на физлицо – от 300 рублей до пяти тысяч,

• на должностное лицо – от 10 до 20 тысяч рублей;

2. за нежелание оформлять или за ненадлежащее оформление трудового или гражданско-правового договора, который регулирует трудовые взаимоотношения между сотрудником и работодателем:

• на должностное лицо – от 10 до 20 тысяч рублей,

• на лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, – от пяти до десяти тысяч рублей,

• на юрлицо – от 50 до 100 тысяч рублей;

3. за несоблюдение ТК и прочих актов, которые имеют отношение к нормам трудового права, не прописанных в пунктах 1 и 2 и не зафиксированных в статье 5.21.1 КоАП Российской Федерации:

• на должностное лицо – от одной до пяти тысяч рублей,

• на лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, – от 1000 до 5000 рублей,

• на юрлицо – от 30 до 50 тысяч рублей.

Помимо этого, в этой же статье 5.27 КоАП Российской Федерации указано, что совершение административного нарушения лицом, уже привлекавшимся за подобное деяние ранее, т. е. за многократное подобное правонарушение, приводит к дополнительным штрафным санкциям.

1. Если до этого момента было допущено несоблюдение норм в соответствии с выше прописанными пунктами 1 и 2, то дополнительные обязательства в виде штрафов несет директор как:

• физлицо – пять тысяч рублей,

• лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, – от 30 до 40 тысяч рублей,

• юрлицо – от 100 до 200 тысяч рублей.

Кроме того, за многократное подобное отступление от правил должностное лицо отстраняется от работы на срок от одного до трех лет.

2. Если до этого момента было совершено нарушение в соответствии с пунктом 3, то работодатель понесет наказание в виде административных штрафных санкций:

• должностное лицо – от 10 до 20 тысяч рублей или отстранение от работы сроком от одного года до трех лет,
• лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, – от 10 до 20 тысяч рублей,
• юрлицо – от 50 до 70 тысяч рублей.

В соответствии со статьей 5.30 КоАП РФ «Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения» беспричинный отказ от подписания такого пакета документов приводит к ответственности работодателя в виде предупреждения либо к административным штрафным санкциям в размере от трех до пяти тысяч рублей.

Статья 18.15 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства» гласит:

1. Вовлечение в процесс рабочей деятельности на территории России лиц, которые не имеют официального разрешения на работу или патента, если наличие подобных документов установлено нормами трудового права, либо их привлечение к рабочему процессу за пределами территории РФ, на которой выдано разрешение на совершение деятельности, патент или имеется разрешение на временное проживание, влечет за собой ответственность работодателя в виде наложения административных штрафов:

• граждане – от двух до пяти тысяч рублей;

• должностные лица – от 25 до 50 тысяч рублей;

• юрлица – от 250 до 800 тысяч рублей или запрет на осуществление трудовой деятельности на срок до трех месяцев;

2. При вовлечении в рабочий процесс в РФ лиц, которые прописаны в пункте 1 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации, без имеющегося разрешения на привлечение и эксплуатацию сотрудников, не имеющих российского гражданства, если такой пункт зафиксирован в законодательных документах, работодатель платит штраф:

• граждане – от двух до пяти тысяч рублей,

• должностные лица – от 25 до 50 тыс. рублей,

• юрлица – от 250 до 800 тысяч рублей или запрет на осуществление трудовой деятельности на срок до 90 суток;

3. Неуведомление или пренебрежение принятым порядком или же способом извещения Федеральной миграционной службы о заключении или аннулировании рабочего договора или гражданско-правового соглашения с иностранным сотрудником, не имеющим российского гражданства, на труд в период, который не превышает трех рабочих дней с момента подписания, если такое уведомление прописано в законодательных документах, влечет штрафные санкции для:

• граждан – от двух до пяти тысяч рублей,

• должностных лиц – от 35 до 50 тысяч рублей,

• юрлиц – от 400 до 800 тысяч рублей или запрет на осуществление трудовой деятельности на срок до трех месяцев;

4. Правонарушения, описанные в предыдущих трех пунктах, совершенные на территории городов федерального значения, таких как Москва или Санкт-Петербург, влечет наложение на работодателя штрафных санкций:

• граждане платят от пяти до семи тысяч рублей,

• должностные лица – от 35 до 70 тысяч рублей,

• юрлица осуществляют платеж в размере от 400 тысяч до 1 млн. рублей или получают запрет на осуществление трудовой деятельности от двух недель до трех месяцев;

5. Неуведомление или игнорирование принятого порядка или же способа уведомления работодателем, нанимающим высококвалифицированных специалистов, Федеральную миграционную службу или ее уполномоченного государственного органа о выполнении обязательств по выдаче зарплаты высокопрофессиональным сотрудникам, если подобное уведомление или предоставление этой информации требуется нормами трудового законодательства, привлечет к ответственности руководителя в виде штрафных санкций:

• на должностное лицо – от 35 до 70 тыс. рублей,

• на юрлицо – от 400 тысяч до 1 млн. рублей.

Согласно статье 13.11 КоАП РФ «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)», нарушение подобного порядка приведет работодателя к выплате штрафных санкций:

• гражданина – от 300 до 500 рублей,

• должностного лица – от 500 до 1000 рублей,

• юрлица – от 5000 до 10 000 рублей.

Мы рассмотрели пункты, по которым чаще всего происходит привлечение нанимателя к административной ответственности. На самом деле причин, чтобы наказать его рублем намного больше. Усложняет ситуацию еще и то, в Госдуме систематически рассматриваются различные законопроекты по усовершенствованию таких мер за нарушение трудового законодательства.

Ответственность работника
Выплата заработной платы работникам
Выплаты в пользу работника
Личная карточка работника
Работник
Удержания из заработной платы работника

Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

1. Данная статья введена в КоАП Законом N 189 от 05.11.06 и вступила в силу с 09.11.06, а часть 3 и примечания к ст. 18.15 – вступили в силу с 15.01.07. Объектом административных правонарушений предусмотренных в ст. 18.15 является установленный порядок привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

2 Объективная сторона административного правонарушения предусмотренного в:

1) части 1 ст. 18.15 состоит в том, что виновный привлекает к трудовой деятельности (легальное определение этого понятия (но только для целей применения ст. 18.15!) дано в примечании 1 к ст. 18.15) в РФ иностранного гражданина у которого отсутствует разрешение на работу в РФ. При этом нужно учесть, что в соответствии со ст. 13, 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан:

а) иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать и использовать иностранных работников без указанного разрешения. Форма бланка такого разрешения утверждена приказами ФМС от 25.12.06 N 369 и N 370. Работодатели могут и сами пригласить иностранных работников путем подачи в орган ФМС (в соответствии с Правилами выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в РФ, утв. пост. Правительства РФ от 15.11.06 N 681) специального заявления (его форма также утверждена приказами ФМС от 25.12.06 N 369, N 370). Без такого разрешения могут быть приняты на работу иностранные граждане постоянно проживающие в РФ, обучающиеся в РФ, являющиеся журналистами, аккредитованными в РФ, другие иностранные граждане прямо перечисленные в ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ;

б) временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов того субъекта РФ на территории которого ему разрешено временное проживание (за исключением случаев установленных постановлением Правительства РФ от 17.02.07 N 97);

в) установлены особенности осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке не требующем получения визы (например, из Молдавии, Украины, Азербайджана, из ряда других стран СНГ). Упомянутое выше разрешение им выдается органами ФМС (куда гражданин подает заявление, паспорт, миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде в РФ или органа ФМС, квитанции об уплате госпошлины). Если такое разрешение выдано на срок более 90 суток он должен представить в орган ФМС также подтверждение об отсутствии у него заболеваний наркоманией, и инфекционных заболеваний (их перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 02.04.03 N 188),а также сертификат об отсутствии у него ВИЧ-инфекции. Работодатели (заказчики работ услуг) вправе привлекают таких иностранных работников и без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников (упомянутое выше) но с подачей специального уведомления в органы занятости и в органы ФМС. Форма и порядок получения этого уведомления утверждены постановлением Правительства РФ от 23.12.06 N 796;

г) работодателями упомянутыми в ст. 18.15 могут быть лишь граждане (в т.ч. и иностранные граждане, зарегистрированные в РФ как ИП) и ЮЛ получившие упомянутое выше разрешение на привлечение использование иностранных работников в РФ и заключившие с иностранным работником трудовой договор (в соответствии со ст. 67 Трудового кодекса). В данном случае возникаю трудовые отношения с иностранным работником. См. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу РФ (изд. 2) М.: Экзамен. 2007.

д) заказчиком работ, услуг (также упомянутому в ст. 18.15) является физическое лицо (в т.ч. иностранный гражданин, зарегистрированный в РФ в качестве ИП) или ЮЛ получившее указанное выше разрешение и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ, или на оказание услуг. В данном случае возникают гражданско-правовые отношения.

В практике возник ряд вопросов:

– какие конкретно гражданско-правовые договоры имеются в виду в ст. 18.15? Только такие договоры предметом которых является обязанность иностранного гражданина выполнять работы (например, договор бытового подряда, договор строительного подряда, договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, договор на выполнение НИОКР и технологических работ, иные договоры в рамках которых выполняются именно работы) или услуги (например, договор возмездного оказания услуг, договор перевозки, договор транспортной экспедиции, агентский договор, иные договоры, в рамках которых иностранный работник оказывает услуги)

– охватывает ли объективная сторона данного правонарушения случаи, когда иностранный гражданин:

– предоставляет свое имущество организации в аренду? На этот вопрос следует дать отрицательный ответ. Дело в том, что в данном случае организации оказывается не услуга (тем более не выполняется работа по ее заказу) а предоставляется в пользование имущество за плату. Сторонами договора аренды являются арендодатель и арендатор, а не заказчик и работник (подрядчик, исполнитель). Аналогично решается вопрос и в случае, если российское ЮЛ (как арендодатель) предоставляет иностранному гражданину свое имущество (например, автомобиль на прокат, помещение под склад, помещение в гостинице и др.): в последнем случае очевидно, что иностранный гражданин вообще никакой работы не выполняет, услуги не оказывает, а лишь (как арендатор) пользуется и владеет арендованным имуществом;

– пишет сценарий к художественному фильму? На это вопрос следует дать положительный ответ: налицо авторский договор заказа по которому иностранный гражданин (автор) своим творческим трудом создает (по заказу российской организации – заказчика) объект интеллектуальной собственности (ст. 1288, 1289 ГК). По существу российское ЮЛ выступает заказчиком работ (пусть и творческих) иностранного гражданина;

– является управляющим в рамках договора доверительного управления имуществом российского ООО? И на этот вопрос следует дать положительный ответ – иностранный гражданин оказывает услуги по управлению имуществом учредителя доверительного управления; он должен зарегистрироваться как ИП (ст. 1012, 1015 ГК);

– является товарищем в договоре о совместной деятельности? На это вопрос следует дать отрицательный ответ: никаких работ или услуг в рамках договора простого товарищества иностранный гражданин не оказывает своим российским партнерам – другим товарищам по данному договору. См. об этом подробнее в книге Гуев А.Н. Постатейный комментарий к ч. 2 ГК РФ (изд. 4) М. Экзамен. 2006.

Оконченным административное правонарушение предусмотренное в ч. 1 ст. 18.15 считается с момента совершения. Оно может быть совершено только в форме действий;

2) части 2 ст. 18.15 состоит в том, что виновный без получения разрешения на привлечение и использование иностранного работника тем не менее заключает с ним трудовой договор, или гражданско-правовой договор на выполнение работ или оказание услуг. Т.е. виновный игнорирует обязанности возложенные на него Законом о правовом положении иностранных граждан. оконченным данное правонарушение считается с момента совершения (т.е. фактического приема, допуска к выполнению работ, оказанию услуг). Оно совершается в форме действий;

3) части 3 ст. 18.15 состоит в том, что виновный (в нарушение ст. 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан) не направляет в орган ФМС и в орган занятости населения уведомление упомянутое выше. Действующая форма уведомления и правила его подачи утверждены постановлением Правительства РФ от 18.03.08 N 183. Данное правонарушение совершается путем бездействия. Оно считается оконченным с момента истечения срока направления уведомления.

Административные правонарушения предусмотренные в ст. 18.15 налицо и в случаях привлечения к трудовой деятельности в РФ лиц без гражданства.

3. ВС разъяснил, что обязанность по уведомлению налогового органа о привлечении иностранного работника возложена на работодателя, независимо от того в визовом или безвизовом порядке прибыл работник в РФ. Действия лица, не уведомившего налоговый орган о привлечении к трудовой деятельности лиц прибывших в РФ в порядке не требующем получения визы образуют состав административного правонарушения, предусмотренного в ч. 3 ст. 18.15 (п. 8 Обзора от 16.09.09).

4. Субъективная сторона указанных в ст. 18.15 административных правонарушений чаще всего характеризуется умыслом, реже – неосторожностью (например, если виновный по небрежности пропустил срок направления уведомления).

Субъектом данных правонарушений являются работодатели и заказчики т.е. граждане (в т.ч. иностранные, если они зарегистрированы в РФ в качестве ИП) должностные лица и ЮЛ. О том, что ИП в данном случае несут ответственность как ЮЛ см. коммент. к ст. 18.1

5. Анализ мер административной ответственности, предусмотренной в ст. 18.15 показывает, что виновный может быть привлечен к административному штрафу. В отношении ИП и ЮЛ может быть назначено и такое наказание как административное привлечение деятельности на срок до 90 суток (см. коммент к ст. 3.5, 3.12). Штраф может быть назначен и судьей и органом ФНС, а административное приостановление деятельности – только судьей (см. коммент. к ст. 23.1, 23.67). Правил примечания 2 к ст. 18.15 – императивны: административное наказание назначается в отношении каждого привлеченного лица.

Статья 19.29. Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего

СТ 19.29 КоАП РФ

Привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ “О противодействии коррупции”, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 19.29 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Статьей 12 Федерального закона “О противодействии коррупции”, устанавливающей ограничения, налагаемые на гражданина, замещающего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, закреплено, что гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более 100 тыс. руб. на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Следует учитывать, что Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которым регламентируется деятельность указанных комиссий.

Комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ, и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.

Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, после увольнения с государственной или муниципальной службы установленного законом требования влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с указанным гражданином.

Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

Неисполнение работодателем данной обязанности, закрепленной законом, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Необходимо отметить, что перечень таких должностей устанавливается Указами Президента РФ от 21.07.2010 N 925 “О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”, от 18.05.2009 N 557 “Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей”.

2. В соответствии со ст. 64.1 ТК РФ, регламентирующей условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими, граждане, замещающие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

3. Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок управления в сфере противодействия коррупции, в частности соблюдение установленных законодательством РФ ограничений, налагаемых на гражданина, замещающего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, при нахождении на государственной или муниципальной службе либо после увольнения с государственной или муниципальной службы.

4. Объективная сторона правонарушения состоит в совершении противоправных действий: привлечении работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещающего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом “О противодействии коррупции”, в частности, в отсутствии согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

5. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица.

6. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в умышленной или неосторожной форме вины.

Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

См. комментарии к статье 18.15 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 199-ФЗ в часть 1 статьи 18.15 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 207-ФЗ в часть 2 статьи 18.15 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 9 августа 2013 г.

2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ в часть 3 статьи 18.15 настоящего Кодекса внесены изменения

3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 207-ФЗ статья 18.15 настоящего Кодекса дополнена частью 4, вступающей в силу с 9 августа 2013 г.

4. Нарушения, предусмотренные частями 1 – 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, –

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ в часть 5 статьи 18.15 настоящего Кодекса внесены изменения

5. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, или его уполномоченного территориального органа в соответствии с перечнем, установленным указанным федеральным органом исполнительной власти, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным законом, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина (Мандрюков А.В.)

Дата размещения статьи: 01.06.2015

В настоящее время строительные фирмы довольно часто используют труд иностранных работников для выполнения неквалифицированных (подсобных) работ. Однако правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации имеет ряд особенностей, а порядок привлечения их к трудовой деятельности закреплен в законодательных актах, нарушение которых может повлечь за собой административную ответственность. О некоторых особенностях административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан речь пойдет в настоящей статье.

Отсутствие у иностранного гражданина разрешения на работу

В силу ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ разрешение на работу – это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
——————————–
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

Согласно п. п. 2 и 3 ст. 13.1 Федерального закона N 115-ФЗ для получения разрешения на работу иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, подает:
– заявление о выдаче ему разрешения на работу;
– документ, удостоверяющий личность;
– миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде в РФ или с отметкой территориального органа ФМС о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;
– квитанцию об уплате государственной пошлины;
– трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) (при наличии);
– документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией, ВИЧ-инфекции и других инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.
Привлечение к труду иностранца, не имеющего разрешения на работу, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, и влечет:
– для должностных лиц наложение административного штрафа в размере от 25 до 50 тыс. руб.;
– для юридических лиц сумма штрафа составляет от 250 до 800 тыс. руб. либо применяется административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Обратите внимание! В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан административная ответственность наступает в отношении каждого лица в отдельности.

Согласно п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ N 11 заключение трудового договора с иностранным гражданином само по себе не является привлечением иностранного гражданина к трудовой деятельности и не образует состава административного правонарушения. Противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина в какой-либо форме к выполнению работ (оказанию услуг) без соответствующего разрешения. При этом срок привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение исчисляется с момента обнаружения такого правонарушения или, если привлечение этого конкретного иностранного гражданина либо лица без гражданства прекращено на момент обнаружения, – с последнего дня, когда правонарушение совершалось.
——————————–
Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 “О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”.

Избежать административной ответственности при установлении факта привлечения к трудовой деятельности иностранного гражданина при отсутствии разрешения на работу сложно. Хотя в некоторых случаях это возможно, если контролеры нарушили порядок привлечения к административной ответственности. Например, из Постановления ФАС ВВО от 20.09.2013 по делу N А39-4381/2012 следует, что контролеры, выявив факт привлечения к трудовой деятельности в качестве разнорабочего гражданина Республики Узбекистан без разрешения на работу либо патента (осуществлял бетонирование полов), назначили организации наказание в виде штрафа в размере 300 тыс. руб. Однако судьи наказание отменили ввиду того, что УФМС не известило надлежащим образом законного представителя организации о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

К сведению. Иногда это административное правонарушение арбитры признают малозначительным. Так, ФАС ВВО в Постановлении от 19.04.2013 по делу N А43-14671/2012, установив, что организация не оспаривает отсутствие разрешения у иностранного работника, решил: в данном случае совершенное деяние не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поэтому является малозначительным. В результате уплаты штрафа в сумме 250 тыс. руб. удалось избежать. К аналогичному выводу пришли арбитры ФАС ДВО, отметив, что нарушение допущено только в отношении одного работника (Постановление от 24.01.2012 N Ф03-6735/2011 по делу N А73-5292/2011).

Примечание. Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (ст. 67 ТК РФ). Факт допуска к работе иностранного гражданина, не имеющего разрешения на работу, образует состав административного правонарушения (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013 N 09АП-8935/2013 по делу N А40-172081/2012 с учетом Постановления ФАС МО от 05.08.2013 по делу N А40-172081/12-92-1655).

К сведению. Нередко работодатели, признавая факт нарушения, тем не менее обращаются в суд с просьбой заменить штраф административным приостановлением деятельности. Имейте в виду: суды такие просьбы не удовлетворяют и указывают, что приостановление деятельности – более суровый вид наказания, который может применяться только при наличии отягчающих обстоятельств (Постановления Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 N N 8658/12 и 8651/12). Иными словами, изменение вида наказания по выбору нарушителя не производится.

Отсутствие у работодателя разрешения на привлечение и использование иностранных работников

По общему правилу, установленному п. 4 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ, работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Правила получения такого разрешения установлены Административным регламентом , в соответствии с п. 43 которого в территориальный орган ФМС необходимо представить следующие документы:
– заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
– копии свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;
– проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников;
– документ об уплате государственной пошлины.
——————————–
Утвержден Приказом ФМС России N 1, Минздравсоцразвития России N 4, Минтранса России N 1, Госкомрыболовства России N 2 от 11.01.2008.

Примечание. Согласно п. 25 Административного регламента решение о выдаче разрешения принимается в течение 30 календарных дней со дня приема документов (срок может быть продлен, но не более чем на 15 календарных дней).

Неуведомление (нарушение правил уведомления) уполномоченных органов о расторжении договора с иностранным работником или о предоставлении ему отпуска без сохранения зарплаты

Согласно п. 9 ст. 13.1 Федерального закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения:
– о заключении и расторжении трудовых и гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками;
– о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
Формы и Порядок представления сведений утверждены Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147 (далее – Порядок). В силу п. 6 Порядка уведомление представляется непосредственно в территориальный орган ФМС и орган службы занятости населения или направляется почтовым отправлением. Все сведения должны быть представлены в течение трех рабочих дней с момента наступления соответствующего события (заключения или расторжения договора, предоставления отпуска).

Примечание. Бланки уведомлений территориальные органы ФМС предоставляют бесплатно в необходимом количестве (п. 14 Порядка).

Нарушение порядка уведомления влечет административную ответственность по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ (административный штраф на должностных лиц – от 35 до 50 тыс. руб., на юридические лица – от 400 до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток).

Обратите внимание! Если уведомление направлено почтой в установленный законом срок и задержка произошла по вине почты, привлечение работодателя к административной ответственности неправомерно (Определение ВАС РФ от 03.06.2013 N ВАС-6595/13 по делу N А32-12309/2012).

В п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ N 11 указано, что ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ установлена ответственность именно за неуведомление, а не за уведомление с нарушением срока. Поэтому составом данного нарушения охватываются лишь случаи, когда на момент выявления административного правонарушения лицо не уведомило контролирующий орган о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства. Следовательно, если на момент проверки срок уведомления еще пропущен не был, а на момент составления протокола обязанность по уведомлению миграционного органа была исполнена, привлечение к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.5 КоАП РФ является незаконным (Постановление ФАС МО от 29.12.2012 по делу N 40-67993/12-121-643).

Следует отметить, что если рассмотренные в статье нарушения совершены в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, то наказание будет строже. На основании ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ в любом случае штраф для должностного лица составит от 35 до 70 тыс. руб., для юридических лиц – от 400 тыс. до 1 млн руб. (срок административного приостановления деятельности такой же – от 14 до 90 суток).
Также важно знать, что, если административным органом не представлено никаких доказательств наличия отягчающих обстоятельств, суд в соответствии с правилами ст. 4.3 КоАП РФ вправе снизить штраф до соответствующего минимального размера. Иными словами, если размер штрафа для юридического лица равен от 400 до 800 тыс. руб. и контролеры настаивают на взыскании 800 тыс. руб., суд может снизить размер штрафа до 400 тыс. руб., если контролеры не доказали наличие отягчающих обстоятельств (Постановление ФАС СЗО от 23.05.2013 по делу N А56-57606/2012 ).
——————————–
Определением ВАС РФ от 23.09.2013 N ВАС-13210/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Оценка 4.9 проголосовавших: 12
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here