Икона Божией Матери Троеручица: значение, в чем помогает, молитвы

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона Божьей Матери»Троеручица» значение, в чем помогает

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Икона Божьей Матери «Троеручица» является поистине особенным образом. Все дело в том, что в нижней ее части изображена третья рука. Она может быть как третьей рукой Божьей Матери, так и самостоятельным элементом. Происхождение данной святыни объясняет история Иоанна Дамасского. Сам образ является очень почетным и уважаемым, а весь христианский мир знает о ее целительных свойствах. Давайте же подробно расскажем об истории, значении и в чем помогает икона «Троеручица».

Что означает икона «Троеручица»

В истории христианства было несколько горестных периодов, один из которых иконоборчество. Этот эпизод христианской веры припадает на VIII век. Суть этого периода в том, что император Лев III Исаврянин стал в основу иконоборческой позиции и призывал всех: «не искать кумира на небе, не служить и не поклонятся ему».

Очевидно, это движение не осознавало разницы между языческим идолом и христианской иконой. Иконоборческий период уничтожил множество дорогих памяток культуры: скульптуры святых, алтари, иконы, мозаики и фрески. Церковь понесла огромные духовные убытки.

История данного чудотворного образа связана с именем песнопевца Иоанна Дамаскина. Она относится к типу Одигитрии, только с небольшой разницей, что Младенец находится не на левой руке, а на правой. Многие задаются вопросом: что значит образ Богородицы и откуда эта третья рука? К тому же она изображена или светлой (серебряной) или более темного цвета, но никак не телесного.

В период иконоборчества Иоанн Дамасский активно препятствовал опасной ереси. Активный сторонник Лев Исавр пришел от этого в ярость и решил убить автора трактатов, но просто так это сделать было нельзя. Ведь Иоанн занимал высокое положение при дворе и не был обычным подданным.

Поэтому Лев Исавр поступил подло — он приказал подданным написать письмо императору якобы от Иоанна с планом завоевания Дамаска полный лицемерной лести. Византийский царь был разгневан и приказал отрубить правую руку преподобного, лишив всех святых статусов.

Физические страдания блаженного нельзя передать словами. Несколько ночей он страдал и молился. А через несколько ночей Иоанн приложил отрубленную десницу к месту отсечения и стал молиться о помощи, чтобы обрести возможность трудится во имя Господа. Во сне к нему пришла Богоматери и сказала, что исцелит его. Проснувшись преподобный увидел, что кисть на месте и остался только рубец.

В благодарность за заступничество Иоанн приделал в святыне серебряную руку, как признак того, что десница принадлежит не ему. Так и появилась икона «Троеручица», значение которой для христианской веры очень-очень велико.

Значение образа Богородицы

Посмотрев на образ можно увидеть, что центральная часть изображения отведена под Младенца Иисуса. Он сидит на руках у Божьей Матери. Если присмотреться, то можно понять, что он благословляет своей рукой всех, кто находится перед иконой. А сама Богородица указывает на своего Младенца, как на путь к Спасению.

Икона относится к типичному изображению Одигитрии с учетом того, что она прошла через сложный период христианской веры. Это еще раз доказывает, что икона не талисман или оберег, а окно в мир с которым можно общаться и который даст по нашей вере. А рука преподобного Иоанна — это свидетельство того, что от Богородицы приходит благодать и спасение. Нужно только отдать себя служению Богу.

Когда день празднования

Празднование данного образа Матери Божьей принято совершать 12/25 июля и 28 июня/11 июля.

Где находится икона

  • Самый почитаемый список святого образа находится в Свято-Даниловом монастыре в Москве. Этот список был написан в XVII столетии. Самым знаменитым ее чудом стало излечение слабого зрения мастера, который проводил ее реставрацию.
  • Вторая знаменитая икона хранится в Храме-на-Крови, который расположен в Екатеринбурге.
  • Есть даже храм, который назван в ее честь. Это монастырь Иконы Божией Матери «Троеручица».

Помимо этих трех чудотворных списков данный образ Богородицы очень часто встречается в других Церквях России.

О чем молятся иконе Божьей Матери «Троеручица»

У святого лика Пречистой просят помощи в следующих случаях:

  • для защиты от врагов;
  • при угрозе дому или семейному благополучию;
  • для способствования увеличения благосостояния;
  • для исцеления от заболеваний;
  • желая здоровья родным или близким.

Еще о чем молятся «Троеручице»? Ее просят вылечить болезни конечностей и глаз. Молитва к данному священному образу способна избавить от горесных мыслей и тоски. Кроме того, данная икона способствует и покровительствует тем, кто занимается любым ремеслом.

Молитвы Богородице «Троеручица»

«О Пресвятая и Преблагословенная Дево, Богородице Марие! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое, исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина от иконы сея явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки, ко изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, всеблагую и всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящихся Тебе, и якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, тако и нас, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных, не презри, усердно к Тебе от души сокрушенныя прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, во Твоей помощи потребу, яко отвсюду врази окружают нас, и несть помогающаго, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити, и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшем суде Сына Твоего и Бога нашего, Егоже умоли за нас Матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченней милости Своей. О Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и рождшагося от Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

«О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную и надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных раб Твоих (имена), пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная, благословенная во веки веков. Аминь».

Тяжелобольному на исцеление

«О, Пресвятая и Преблагая Дева Богородица Мария! Припадаем и поклоняемся тебе пред святою иконой Твоею, помня прославленное чудо Твое, исцелением усеченных десницы преподобного Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное. Его же знамение доныне видимо есть на ней во образе третьей руки, к изображению Твоему приложена. Помоги, Троеручица, в исцелении причудной Твоею рукой рабы Божьей (имя). И услыши нас, и не лиши нас помощи Твоей Державной. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Храни Вас Господь!

Читайте также:
Варианты применения камня цоизит

Икона Божией Матери «Троеручица»

Русский народ издревле нашел в своей душе един­ственно верное слово в обращении к Богородице: в обиходе он назвал Ее, и сейчас называет так же, как родную мать, — исполненным нежности и любовным обращением: «Матушка!» Люди духов­но увидели, что не в каком-то условном аллегори­ческом смысле, а в высшей онтологической дейст­вительности Матерь Божия является Матерью Церкви, кровной — по Крови Христовой — Мате­рью каждого верующего.

Протоиерей Лев Лебедев

Икона Божией Матери Троеручица События, положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества. Воины императора-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных христиан, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти.

Лишь за пределами византийских земель, в мусульман­ском Дамаске, православные не были стеснены в почи­тании икон. Причина была в том, что первым минист­ром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Цер­ковь отмечает 4 декабря). Своим многочисленным зна­комым в Византии Иоанн переправлял письма, в кото­рых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдох­новенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписыва­лись, передавались из рук в руки, немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой.

Дамаск. Современный вид Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непо­бедимого защитника Православия, решил коварно извес­ти Иоанна Дамаскина. Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охра­няется сарацинами небрежно и византийское войско мо­жет без труда им овладеть, в чем обещалась и всячес­кая помощь со стороны первого министра.

Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.

Халиф впал в ярость и, забыв о многолетней предан­ной службе своего министра, повелел отсечь ему кисть правой руки, которой тот будто бы писал изменнические строки. Отсеченная кисть была повешена у всех на виду на базарной площади.

Иоанн жестоко страдал от боли, еще же сильнее – от незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа, что­бы тот разрешил ему похоронить отрубленную кисть дес­ницы. Халиф, памятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием.

Читайте также:
Рунограммы и их значение

Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил от­сеченную кисть к ране и углубился в молитву. Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в за­щиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы.

В этот миг он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилеж­но этой рукой».

Святой преподобный Иоанн Дамаскин Пробудившись, Иоанн Дамаскин излил свою благодар­ность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении «О тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь. ». Весть о чу­де быстро разнеслась по всему городу. Устыженный ха­лиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал его вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все свои силы на служение одно­му Богу. Он удалился в обитель во имя святого Саввы Освященного, где принял иноческий постриг. Сюда же преподобный принес икону Божией Матери, ниспослав­шую ему исцеление. В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, от­литое из серебра.

С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица».

Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому святому Савве, архиепископу Сербскому. При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драго­ценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря. Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место ос­тановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.

Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди братии распри и разделение. И тогда Матерь Божия, явившись одно­му затворнику, объявила, что отныне Сама будет игу­мений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алта­ре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор и по сей день Хилендарем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» – Игуменьи сей обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена.

Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко ви­дели таинственную Жену, охранявшую стены Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих рук.

«Троеручица» издавна почиталась и в России, где пре­бывает немало списков с первоявленного образа, также прославившихся чудотворениями. Еще в 1661 году хилендарские иноки прислали один такой список в дар Ново-иерусалимскому монастырю. С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в москов­ском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола. Ны­не в храме перед этим образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной сте­не храма Успения в Гончарах помещен еще один список, и перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слы­шатся неустанные моления.

Чудотворные списки с самого первоявленного афонско­го образа либо же с других списков «Троеручицы» на­ходились также в московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом монастыре, в Ниловой пустыни на Се­лигере и в иных местах.

История происхождения иконы «Троеручица» и в чём она помогает

Икона Пречистой Девы Марии «Троеручица» — один из самых старых, чудотворных и почитаемых православных образов. Празднование в честь иконы проходит 11 и 25 июля. Мало что известно о том, чьими руками написан данный образ, но согласно истории явления иконы, то икона скорее всего была создана русским иконописцем, и об этом символизирует характерная черта — положение третьей руки. Нижний угол образа украшает серебряная человеческая кисть, которая является неотъемлемой частью обрамления из серебра. Эта третья десница якобы подразумевает руку Богородицы, удерживающую малыша.

Истории происхождения

Существует несколько историй о том, каким образом православным явился данный образ, но наиболее распространенным и правдоподобным преданием считается история, связанная с этапом жизни преподобного Иоанна Дамаскина.

В то время византийским правителем был Лев Исавр Третий, который всячески боролся с иконопочтением и устраивал жестокие гонения. Иоанн Дамаскин всегда был благочестивым священнослужителем, преданным Господу, поэтому в своих трудах и трактатах всячески выступал против иконоборчества и защищал почтение икон. После окончания написания трактатов, преподобный направил их императору, на что Лев Исавр очень разозлился, но наказать Иоанна никак не мог, ведь Дамаск не входил в императорские владения.

Но пройти мимо такого поступка император просто так не смог, поэтому всячески пытался навредить преподобному и оклеветать его. От имени Иоанна Дамаскина было написано письмо, в котором будто сам преподобный предлагает свою подмогу императору в захвате столицы Сирии. Тут же был написан ответ на столь заманчивое предложение и все эти переписки направили к халифу, при дворе которого служил Иоанн. За такое предательство было приказано отстранить преподобного от дел и отсечь ему правую десницу. Через некоторое время отсеченную руку Иоанна вернули владельцу. Тогда священнослужитель начал страстно молиться пред иконой Богородицы, а на утро его рука стала целой, будто никто ее и не отсекал. В благодарность преподобный приделал к образу серебряную третью руку, а икона стала называться «Троеручицей».

Читайте также:
Камень гранат: описание и целебно-магические характеристики

В дальнейшем первый список иконы был отправлен самим Иоанном в монастырскую обитель имени Св. Саввы, где оставалась в целостности и сохранности вплоть до 13 столетия. Позднее была преподнесена в качестве подарка архиепископу Сербии Савве. Во время турецкого нашествия образ был прицеплен к спине ослика и отправлен с ним до ворот афонского Хиландарского монастыря. Благочестивые монахи разместили чудотворную икону в самом алтаре, но образ пожелал переместиться на место игумена. С тех самых пор в афонской монастырской обители игумен больше не избирался, а вместо него всеми делами занимался иеромонах.

Местонахождение

Самые почитаемые списки иконы «Троеручица» находятся:

  • в Хиландарском монастыре на Афоне;
  • в Троянской монастырской обители в Болгарии, куда список был завезен после 17 века;
  • в Новоиерусалимской монастырской обители в России. Список ее прибыл сюда еще в 1661 году в качестве подарка для патриарха Никона;
  • в Храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах на болгарском подворье;
  • в Черниговском Спасо-Преображенском соборе.

О чём молятся Божьей Матери «Троеручица»

У святого лика Богородицы просят помощи в следующих случаях:

  • для защиты от врагов;
  • при угрозе дому или семейному благополучию;
  • для способствования увеличения благосостояния;
  • для исцеления от заболеваний;
  • желая здоровья родным или близким.

ТРОЕРУЧИЦА

Икона Божией Матери “Троеручица”. VIII век. Афон. Монастырь Хиландар

Троеручица (греч. Παναγίας της Τριχερούσας [1], Трихеруса), икона Божией Матери.

Икона прославилась и получила свое название в VIII веке, во время иконоборчества, поддерживаемого императором Львом III.

Преподобный Иоанн Дамаскин написал тогда три трактата “Против порицающих святые иконы”. Мудрые вдохновенные писания привели в ярость императора; но так как автор их не был византийским подданным и сам император не мог ему ничего сделать, он передал Дамасскому халифу подложное письмо, по которому преподобный Иоанн (бывший министром и градоправителем) был осужден за измену. Святому отрубили кисть правой руки и повесили ее на городской площади. К вечеру того же дня св. Иоанн, испросив у халифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Он просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы св. Иоанн задремал. Во сне он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сказавший что он исцелен, но должен теперь без устали трудиться исцеленной рукой. Когда святой проснулся, рука его была невредима. В благодарность за чудо св. Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего она и стала называться “Троеручицей”, а также написал благодарственную песнь “О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь”.

Приняв иночество в Лавре преп. Саввы Освященного, св. Иоанн Дамаскин передал туда чудотворную икону.

В XIII веке Лавра даровала икону “Троеручицы” в благословение св. Савве, архиепископу Сербскому.

В XIV веке икона или ее список попадает на Афон в Хиландар. По одной версии, во время военного похода король Стефан Урош (1355-1371) вез икону на спине осла перед войском. Неожиданно осел с иконой пропал и появился чудесным образом перед воротами Хиландара. По другой версии, после оккупации Сербии турками икона была возложена на спину осла: пущенный на волю, он пришел под стены Хиландарского монастыря, где встал “как вкопанный”, пока братия торжественно не приняла икону в монастырь [3]. О позднем формировании этой версии, предположительно в XVII веке, свидетельствуют русские источники. В описи домовой казны патриарха Никона от 1658 года упоминается “образ Пречистые Богородицы Хиландарские, писан на золоте” и аналогичный на “прозелени” [4].

В Хиландаре икона была поставлена в соборном храме. Во время выборов настоятеля этого монастыря Небесная Владычица благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святой образ занял игуменское место в храме. С тех пор в Хилендарской обители избирается не настоятель, а только наместник, и иноки получают от чудотворной иконы “Троеручицы” благословение на все послушания.

20 июля 1661 года костоманитский архимандрит Феофан, родом серб, доставил в Москву икону греческого письма на кипарисной доске – копию с чудотворной иконы Хиландарского монастыря “Богоматерь Троеручица”, которая 16 октября 1662 года была перенесена архимандритом в Воскресенский монастырь в Новом Иерусалиме к уже опальному патриарху Никону [5]. Сказание о Хиландарской святыне и принесенной архимандритом копии содержится в нескольких рукописных сборниках [6]. В этих сказаниях акцент делается на появление третьей руки на иконе и пояснение изографам, чтобы они серебрили третью руку, “несоблажняя народ”.

Списки чудотворной иконы “Троеручицы” распространились во всех православных странах. Они прославились многими знамениями и исцелениями.

Описание

Икона Божией Матери “Троеручица”. (без ризы)

Икона размером 94 x 67 см написана темперой на деревянной доске и имеет ковчег как на лицевой, так и на оборотной стороне. Тонкий слой грунта нанесен на паволоку, наклеенную на деревянную основу.

Икона двусторонняя и была выносной, о чем свидетельствуют остатки ручки в центре нижнего поля. На одной стороне представлена Богоматерь с Младенцем, на другой – поясное изображение св. Николая.

Живопись обоих изображений находится в хорошем состоянии. Приблизительно в конце XIX века на изображении Богоматери появился серебряный оклад. Открытым осталось только личное письмо. Почти во всех публикациях икона воспроизводится в окладе. Однако старая фотография, приведенная Л. Мирковичем, позволяет не только увидеть живопись иконы, но и реконструировать ее состояние до закрытия окладом [7].

Сербские историки искусства, например, С. Радойчич и В. Джурич, атрибутируют саму икону греческому мастеру около 1350 года [8].

Иконографический тип Богоматери отличается от традиционной Одигитрии только тем, что она держит Младенца на правой руке. Лишь без оклада заметны все особенности иконографии: прямая как свеча Богоматерь сохраняет фронтальность позы, а голова едва заметно повернута к Младенцу, который сидит как в безвоздушном пространстве. Задумчивый взгляд Матери, устремленный за пределы иконы, наполнен скорбным предчувствием судьбы Сына Божия, Богоматерь будто отрешена от реальности. Младенец, напротив, внимательно смотрит на Мать, как будто хочет что-то сказать. Распознать в этом образе Иисуса как Мессию не представляется сложным, поскольку его одежды обильно покрыты золотым, излучающим сияние ассистом; в левой руке маленький свиток, на который он как бы опирается. Эта деталь характерна для торжественных образов Одигитрии. Правая рука Младенца не в обычном благословляющем жесте, а только сложена так, как на изображениях античных риторов.

В этом контексте криптограмма может быть прочитана как эсхатологическое пророчество-предостережение. Она .

Свт. Николай. Изображение на оборотной стороне иконы Божией Матери “Троеручица”. Мон-рь Хиландар, Афон. Ок. 1350 г.

На оборотной стороне иконы находится криптограмма Φ.Χ.Φ.Π.. Она расположена на концах четырехконечных крестов, украшающих широкий омофор св. Николая, и расшифровывается как “Φῶς Χριστοῦ φαίνει πᾶσιν” – Свет Христов просвещает всех [9].

На старой фотографии, показывающей состояние живописи под окладом, на поверхности иконы можно различить отпечатки не менее тринадцати вотивных предметов. Все они расположены на мафории Марии. Первоначальная вотивная рука, судя по отпечатку, была прикреплена гвоздями на живописную поверхность под левой рукой Богоматери. Она имела другую форму, чем та, которую мы видим сегодня на окладе: запястье было более узкое, а большой палец отставлен в сторону. На окладе все пальцы вотивной руки прижаты друг к другу. Большинство копий Троеручицы отражают состояние иконы, когда предыдущий оклад не прикрывал фигур Богоматери и Младенца, как сейчас, а древняя вотивная рука находилась на совсем другом месте – под левой рукой Богоматери. Трудно сказать была ли она сделана из серебра или другого материала. При изготовлении оклада в XIX веке сделали новую вотивную руку и поместили ее на другом месте – в левом нижнем углу, около ножки Младенца. Тоже отдельно и тоже только на живописи мафория прикреплены были гвоздями и металлические привески.

Фотография показывает и такие важные детали, как форма чепца Богоматери, обильный ассист на гиматии, крестики и лилии на хитоне Младенца, надпись на фоне: ΜΡ ΘΥ Oδηγή[τρια]. Эту надпись и упоминание в Хиландарском типиконе монастыря как “Хиландар Богородицом Наставником”, Л. Миркович трактует как доказательства того, что монастырь был посвящен Богоматери Одигитрии, а икона Троеручицы была патрональной [10].

В средневековых фресках только в росписях Матеич (1356–1357) уделяется внимание культу Троеручицы [11], а единственная средневековая икона с написанной живописью третьей рукой Богоматери известна только в иконостасе Белой церкви Каранской (1340–1342) [12].

Оба примера указывают на локальное почитание иконы Троеручицы в Скопие до 1340 года, где находилась посвященная ей церковь, а не на икону в Хиландаре.

На Балканах и в России легенды, связанные с Хиландарской святыней, получили достаточно позднее распространение, по-видимому, начиная с 1661 года или около этого времени [13].

Местонахождение

Прп. Иоанн Дамаскин с иконой Божией Матери “Троеручица”. Современная икона с греческим и арабским надписанием.

Икона “Троеручица” находится на восточной стороне ближайшего к алтарю юго-западного столба Хиландарского собора, посвященного празднику «Введения Богоматери во храм».

Она помещена на месте игуменского трона под богато украшенным резным балдахином XIV века. Рядом находится трон игумена монастыря.

Местонахождение иконы связано с одной из легенд, согласно которой во время смуты, возникшей между братией монастыря при выборе нового игумена, икона, находившаяся в алтаре, чудесным образом появляется на игуменском месте. Это чудо прекратило вражду в монастыре, икона осталась на месте, выбранном ею самой, и начинается ее почитание, как «Игумении», т. е. настоятельницы монастыря [14]. Чудотворная икона продолжает считаться настоятельницей монастыря, и экклисиархи получают у нее благословения на все дела.

В этой легенде важно, что двусторонняя выносная икона хранилась в алтаре и довольно поздно становится одной из главных святынь монастыря. По-видимому, с изменением функций было связано уничтожение ручки, остатки которой хорошо видны на фотографии. Когда чудотворная икона получила металлическую руку и другие вотивные предметы, утраченные при изготовлении оклада XIX века – неизвестно. Можно допустить, что это произошло уже в новое время. Но совершенно исключается одновременность живописи иконы и вотивной третьей руки.

Молитвословия

Икона Божией Матери “Троеручица”

Тропарь, глас 4 [15]

Я́ко звезда́ светозаря́ющая,/ из Се́рбии на Афо́н чуде́сно прии́де/ всечестна́я ико́на Твоя́ Троеру́чица,/ ю́же оби́тель Хиланда́рская благогове́йно восприе́мши,/ я́ко Боже́ственный дар свы́ше,/ прославля́ет Тя, Влады́чицу,/ и уми́льно вопие́т:/ не оста́ви ми́лость Твою́ от нас,// но пребу́ди с на́ми во ве́ки.

Ин тропарь, глас 4

Днесь всеми́pная pа́дость возсия́ нам ве́лия:/ даpова́ся святе́й Гоpе́ Афо́нстей/ цельбоно́сная Твоя́, Влады́чице Богоро́дице, ико́на,/ со изобpаже́нием тpичи́сленно и неpазде́льно пpечи́стых pук Твои́х,/ в пpославле́ние Святы́я Тpо́ицы,/ созыва́еши бо ве́pных и моля́щихся Тебе́ о сем позна́ти,/ я́ко двема́ Сы́на и Го́спода деpжи́ши,/ тpе́тию же яви́ на пpибе́жище и покpо́в чту́щих Тя,/ от вся́ких напа́стей и бед избавля́ти,/ да вси, пpитека́ющии к Тебе́ ве́pою пpие́млют неоску́дно от всех зол свобожде́ние,/ от вpаго́в защище́ние,/ сего́ pа́ди и мы вку́пе с Афо́ном вопие́м:// pа́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.

Кондак, глас 3 [16]

Де́ва днесь благоволе́ние к нам явля́ет,/ Гора́ же Афо́н благодаре́ние Ей прино́сит,/ А́нгели и и́ноцы славосло́вят,/ Троеру́чица из Се́рбии чуде́сно путеше́ствует:/ нас бо ра́ди прии́де// и всели́ся во святу́ю оби́тель Хиланда́рскую.

Литература

  • Богдановиħ Д., Буриħ Б., Медаковиħ Д. Хиландар. Београд, 1978. С. 112–114.
  • Bentchev I. Bibliographie der Gottesmutterikonen. Bonn, 1992. S. 251–253.
  • Bentchev I. Die „Dreihändige” Gottesmutterikone im Hilandar-Kloster auf Athos // Hermeneia. Zeitschrift für ostkirchliche Kunst. Bochum, 1993. 3. S. 46–52.
  • Медаковиħ Д. Хиландар. Београд, 1978. С. 112–114.
  • Мирковиħ Л. Икона Богородицы Троеручицы // Иконографические штудии. Нови Сад, 1974. С. 233–235.
  • Hamann-Mac Lean R., Hallensleben H. Die Monumentalmalerei in Serbien und Makedonien. Gieben, 1976. S. 58.
  • Радоjчиħ С. Уменички споменици манастира Хиландара // Зборник радова САН. Београд, 1955. Т. XLIV. С. 174.
  • Татиħ-Ћуриħ М., Троjеручица светога Саве и њен култ у православном свету // Сборник радова, Београд 1997. С. 133–160.

Использованные материалы

  • Икона Божией Матери, именуемая «Троеручица». Страница сайта “Cвятая Гора Афон – земной удел Божией Матери”.
    • http://www.sv-afon.orthodoxy.ru/ikon_bog/troeruci.htm
  • Иван Бенчев. “Икона Богоматери Троеручицы в Хиландарском монастыре на Афоне”. // Византия и византийские традиции. Сборник научных трудов посвященный XIX Международному конгрессу византинистов. Копенгаген 18–24 августа, С. Петербург 1996 (издание Гос. Эрмитажа), стр. 175–183. – страница сайта “Христианство в искусстве”. Иконы, фрески, мозаики.
    • https://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=41
  • “Богоматерь Троеручица”, страница сайта “Христианство в искусстве”. Иконы, фрески, мозаики.
    • https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=1640
  • “Святитель Николай”, страница сайта “Христианство в искусстве”. Иконы, фрески, мозаики.
    • https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=1641
  • Икона Божией Матери, именуемая «Троеручица». Страница сайта “ОПТИНА ПУСТЫНЬ – живая летопись”. Сообщество почитателей обители и ее старцев (взята иллюстрация)
    • http://www.optina-pustin.ru/8257-ikona-bozhiey-materi-imenue. tml

[1] “Σύναξη της Παναγίας της Τριχερούσας στο Άγιο Όρος”, частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов): – http://www.saint.gr/4077/saint.aspx

[2] Cinstirea Icoanei Maicii Domnului „a Sfântului Ioan Damaschin” (Trihirussa), портал Doxologia.Ro, – https://doxologia.ro/cinstirea-icoanei-maicii-domnului-sfant. a-0

[3] Поселянин Е. Богоматерь. Т. I. С. 389–392; Сказания о земной жизни. С. 300.

[4] Беляев И. Д. Переписная книга домовой казны патриарха Никона // ЧОИДР. М., 1852. Кн. XV. С. 97.

[5] Леонид, архимандрит. Рассказ о Святогорских монастырях архимандрита Феофана (Сербина). 1663–1666. СПб., 1883. С. 3–4; Фонкич Б. Л. Греческое книгописание в России в ХVII в. // Книжные центры Древней Руси. XVII век. Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 40–41

[6] Например в рукописи из Публичной библиотеки в Петербурге (Описание сборников имп. Публичной Библиотеки. СПб. 1876. Вып. LVII. С. 275), в сборнике Моховикова “Небо новое. Солнце пресветлое”, около 1716 года из Научной библиотеки МГУ в Москве (МГУ, научная библиотека. Ф. 302, инв. № 10536-7-71).

[7] Мирковиħ Л. Икона Богородицы Троеручицы // Иконографические штудии. Нови Сад, 1974. С. 233–235.

[8] Радоjчиħ С. Уменички споменици манастира Хиландара // Зборник радова САН. Београд, 1955. Т. XLIV. С. 174; Богдановиħ Д., Буриħ Б., Медаковиħ Д. Хиландар. Београд, 1978. С. 112–114.

[9] Расшифровка криптограммы соответствует иерейскому возгласу, возносимому после чтения первой паремии на службе Литургии Преждеосвященных Даров

[10] Мирковиħ Л. Икона. С. 233–235; Богдановиħ Д., Буриħ Б., Медаковиħ Д. Хиландар. С. 50.

[11] Hamann-Mac Lean R., Hallensleben H. Die Monumentalmalerei in Serbien und Makedonien. Gieben, 1976. S. 58.

[12] Ваjцман К., Алибегашвили Г., Вольскаjа А., Бабйħ Г., Хацидакис М., Алпатов М., Воинеску Т. Иконе. Београд, 1983. С. 181. М. Кашанин. Бела црква Каранска. Београд, 1928; З. Симиjева. Иконостас Беле цркве у селу Карану и каранска Богородица Троjeручица // Старинар. Београд, 1932. Т. VII С. 15–35.

[13] Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон. СПб. (репринт, Киев, 1994). Т. I. С. 389–392.

[14] Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. М., 1904 (репринт). С. 300; Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской. М., 1895 (репринт). С. 201–203.

Икона Божией Матери Троеручица: значение, в чем помогает, молитвы

По благославению Митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона 14 ноября в Уфу ,прибыл с горы Афон, на постоянное хранение список с иконы

Пресвятой Богородицы

«Троеручица »

В чем помогает икона

Целительная икона помогает вылечить заболевания рук, ног, глаз. По молитве избавляет от тоски и горестных мыслей. Образ Божией Матери «Троеручица» покровительствует тем, кто занимается ремеслами.

К ак молиться перед иконой

О Пресвятая и Преблагословенная Дево, Богородице Марие! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое, исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина от иконы сея явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки, ко изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, всеблагую и всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящихся Тебе, и якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, тако и нас, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных, не презри, усердно к Тебе от души сокрушенныя прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, во Твоей помощи потребу, яко отвсюду врази окружают нас, и несть помогающаго, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити, и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшем суде Сына Твоего и Бога нашего, Егоже умоли за нас Матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченней милости Своей. О Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и рождшагося от Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную и надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных раб Твоих (имена), пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная, благословенная во веки веков. Аминь.

Тяжелобольному на исцеление

О, Пресвятая и Преблагая Дева Богородица Мария! Припадаем и поклоняемся тебе пред святою иконой Твоею, помня прославленное чудо Твое, исцелением усеченных десницы преподобного Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное. Его же знамение доныне видимо есть на ней во образе третьей руки, к изображению Твоему приложена. Помоги, Троеручица, в исцелении причудной Твоею рукой рабы Божьей (имя). И услыши нас, и не лиши нас помощи Твоей Державной. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

События из истории иконы

Как появилась икона Божией Матери «Троеручица»?

История удивительной чудотворной иконы Богоматери, которая по типу восходит к Одигитрии, с той только разницей, что Богомладенец восседает на правой, а не на левой руке Ее, связана с именем песнопевца, ревнителя веры и почитания святых икон преподобного Иоанна Дамаскина – имя ему дано по месту его жительства и служения в городе Дамаск, столице Сирии. Многие не знают – откуда эта третья, будто посеребренная рука, и принадлежит ли она Богородице? Третья рука «Троеручицы» изображается на иконах более темной по тону или более светлой, но не телесного, свойственного живой руке цвета.
Святой преподобный Иоанн Дамаскин родился в 680 году в семье, исповедовавшей христианство. Отец, Сергий Мансур, служил при дворе халифа казначеем, после его ухода из жизни святой Иоанн занял придворную должность министра и градоправителя.
Когда настал период иконоборчества, преподобный Иоанн Дамаскин прилагал значительные усилия к тому, чтобы воспрепятствовать распространению этой опасной и вредной ереси. Ему принадлежат три трактата, объединенных названием «Против порицающих святые иконы». Содержание этих трудов было столь убедительным, мудрым, вдохновенным от Святого Духа, производило такое впечатление даже на некоторых иконоборцев, приводя их в сомнение по поводу их позиции, что Лев Исавр пришел в ярость. Ему необходимо было погубить автора трактатов. Но поскольку Иоанн Дамаскин занимал высокое положение при дворе самого халифа и не был византийским подданным, арестовать или казнить его император не мог. Так что иначе как коварством унять преподобного Иоанна, в котором византийский царь нашел серьезного противника, было невозможно. Клевета и подлог – вот были лучшие инструменты в этом случае, и он не погнушался ими. По его приказанию было составлено письмо якобы от имени Иоанна Дамаскина, в котором он предлагал императору план завоевания Дамаска, и приложил к нему свой ответ, полный лицемерной лести. Клевета, как известно, вещь страшная, халиф разгневался и велел лишить преподобного святого всех регалий, отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на главной площади города всем в назидание.
Физические страдания преподобного были велики. Но еще более велики страдания духовные, ибо он был оклеветан и незаслуженно опозорен. Тем же днем Иоанн через своих товарищей передал халифу письмо, где писал, что болезнь его усиливается, но ему нет и душевного покоя, пока его правая рука выставлена на позор всем. Халиф, очевидно, помня прежние заслуги своего придворного и его отца, приказал вернуть руку Иоанну. В ту же ночь преподобный Иоанн приложил кисть руки к тому месту, где она была отсечена, пал на колени перед иконой Божией Матери и, рыдая, молитвенно просил Ее вернуть ему десницу, не просто, чтобы исцелиться, а вновь обрести возможность трудиться в защиту православия и мыслью, изложенной письменно, противостоять ересям. Так в молитве и слезах он и забылся в сновидении. Но на грани сна и яви он увидел светлый лик Богоматери, склонившейся над ним, и услышал Ее чудный голос – Она обещала ему исцеление, но с тех пор все труды его этой рукою должны быть отданы Ей.

После этого преподобный Иоанн, измученный болью душевной и телесной, крепко уснул, а наутро, проснувшись, не почувствовал боли и тут увидел, что кисть руки принадлежит ему как прежде, остался лишь тонкий рубец.

В порыве любви и благодарности Царице Небесной за скорое и чудесное исцеление святой Иоанн Дамаскин создал песнь Богоматери «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», впоследствии вошедшую в литургию Василия Великого, которую служат в дни Великого поста. А как символ вечного служения своей Избавительнице он приделал к Ее иконе посеребренную руку – этим он как бы признавал, что это отсеченная и возвращенная ему рука принадлежит не ему, а Той, Которая сотворила чудо исцеления его духа и тела. Так появилась эта чудеснейшая из икон – «Троеручица».

Когда халиф узнал, что случилось, увидел чудо, которое было свидетельством невиновности преподобного Иоанна, то попросил прощения и хотел было вернуть святому все, что отнял у него, но тот поблагодарил и отказался. Богатство он роздал нуждающимся и вместе с приемным братом Космой, которого еще ребенком взял в семью и с которым он вместе рос и воспитывался, ушел простым послушником в монастырь Саввы Освященного.

Здесь же Иоанн Дамаскин принял монашеский постриг, затем его призвал в Иерусалим патриарх, рукоположил в священники и пригласил к служению на кафедре, но преподобный, предпочтя простую монашескую жизнь, очень скоро вернулся в обитель Святого Саввы и продолжил свои письменные труды во славу Божию, служа своей Заступнице и Избавительнице. Ему нынешние богослужения обязаны созданием многих церковных песнопений и духовных книг. В 754 году на Константинопольском соборе, где перевес сил оказался на стороне иконоборцев, его бросили в темницу и пытали. Однако Богоматерь не оставила того, чья рука была верна Ей во все дни жизни святого и запечатлена на одном из Ее священных образов. Преподобный Иоанн Дамаскин не погиб, а вернулся в свою обитель, к иконе «Троеручица», с которой не расставался вплоть до своей блаженной кончины в 784 году в возрасте 104 лет.

Как икона попала в сербскую обитель на Афоне

Ушел из жизни преподобный Иоанн Дамаскин, но продолжилось удивительное шествие «Троеручицы». В XIII веке икона Божией Матери «Троеручица» оказалась в Сербии, будучи передана в дар святителю Савве Сербскому. Когда началось завоевание османами восточного христианского мира и турки напали на Сербию, святыню, дабы спасти от поругания, монахи, доверяясь милости Божией, положили на осла и отправили его брести куда глаза глядят. И вот, чудесным образом не встретив никаких препятствий, осел дошел из Сербии до афонского монастыря Хиландар, основанного в XIII веке сербским правителем Стефаном (Симеоном), где монахи с радостью приняли ее и поставили на алтаре в главном соборе. На месте обретения иконы с тех пор каждый год совершается крестный ход.

Здесь через икону «Троеручица» Божия Матерь явила опять свою чудесную волю. Спустя некоторое время после прибытия иконы в монастырь в обители не стало игумена. Братия приступила к выбору нового настоятеля, но монахи никак не могли принять единого решения. Однажды, когда все пришли к утренней службе, на месте, где их встречал игумен, стояла икона Божией Матери «Троеручица». Образ унесли на прежнее место, а на утро следующего дня она опять стояла на игуменском месте. Чтобы удостовериться, что это не чья-то странная шутка, монахи запечатали двери в алтарь, а на другой день «Троеручица» вновь стояла на месте настоятеля. Тогда монахи поняли, что это – воля самой Богородицы, о том же им поведал и монах, бывший долгое время в затворе, но вышел из затвора с тем, чтобы свидетельствовать явление ему в ночи Пречистой. Всеблагая Царица сказала, что отныне Она станет Сама управлять обителью. С той поры в Хиландарской обители игумена нет, а для получения благословения, как полагается перед любым делом, монахи идут к иконе приложиться к Ее благословенной руке, делами же монастыря управляет иеромонах-наместник.

В пору Русско-турецких войн Хиландарская обитель была под защитой Богоматери-Троеручицы. Сами турки свидетельствовали, что над стенами монастыря появлялся небесный Женский образ, и это устрашало османских захватчиков, славившихся бесстрашием и рвением в бою.

Икона Божией Матери «Троеручица» в России

В Россию «Троеручица», вернее, список с древней иконы, привезен 28 июня 1661 года по просьбе патриарха Никона и помещен в Воскресенском монастыре в Новом Иерусалиме. Сейчас там хранится список с той иконы, сделанный в 1854 году. В Москве находятся еще два списка – в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря и в Успенском храме Болгарского подворья.

Какое чудо произошло

Само появление иконы связано с чудом. Иоанн Дамаскин в сердечной молитве перед образом обратился к Богородице с просьбой об исцелении. Его рука с отсеченной кистью снова стала целой и невредимой. В память о случившемся он прикрепил к образу серебряную кисть, и с тех пор икона Божией Матери «Троеручица» стала известна во всем христианском мире как целительная. То, что ее списки тоже становятся чудотворными, подтверждают рассказы людей, получивших от нее помощь. Так, в одном петербургском храме сохранились записи, согласно которым уже в наше время икона «Троеручица» помогла излечить руку с разорванными сухожилиями без оперативного вмешательства, благодаря молитве матери перед этой иконой у ребенка пропала пупочная грыжа. В московском храме три женщины плакали и молились перед иконой о спасении умирающего мужчины, и тот выздоровел. Случаев, подтверждающих чудеса от иконы Божией Матери «Троеручица», множество.

Где бы ни оказывалась икона Божией Матери «Троеручица», происходили чудеса. Московский храм Успения, в котором она находилась, не закрывался даже во времена советской власти. С образом, который находится в московском Даниловом монастыре, интересная история произошла в 1980-х годах. Из музея икону возвращали монастырю, но перед этим ей требовалась реставрация. У близорукого мастера, который с ней работал, вдруг восстановилось зрение.

Значение иконы

При взгляде на икону мы видим, что центр композиции занимает Младенец Иисус Христос, сидящий на руках Богородицы. Он словно благословляет правой рукой того, кто находится перед образом. Божия Матерь указывает на Христа как на путь к Спасению. Это типичное изображение Одигитрии, но само возникновение и великое почитание иконы «Троеручица», которая тесно связана со сложным периодом в истории христианства, служат нам важным духовным и историческим свидетельством того, что икона – не оберег, не талисман, а окно в мир горний, с которым мы можем общаться, и нам дастся по вере нашей. Само явление иконоборчества и началось с этого непонимания: люди соскабливали краску с икон, отламывали кусочки, поклонялись не первообразу, а тому, что о. Павел Флоренский называл «физической причиной». Мы почитаем икону, но отдаем свою любовь и верим тому, той личности, которая смотрит на нас с нее и сквозь нее. И если мы будем так относиться к ней, то и нам будет через икону явлено благоволение той личности, что проявлена в красках рукой благословленной иконописца. Рука же преподобного Иоанна Дамаскина – вечное свидетельство того, как по велению Божией Матери приходит спасение и благодать к тем, кто отдает себя служению Богу под Ее высочайшим водительством.

Богородица Троеручица: история и молитва чудотворной иконе

Чудотворная икона Троеручицы принадлежала Святому Иоанну Дамаскину. На Афон она попала в XIII веке. Сегодня эта чудотворная икона является покровительницей святогорского монастыря Хиландар

Чудотворная икона Богородицы Троеручицы была семейной реликвией Святого Иоанна Дамаскина, находившейся в часовне его дома. Святой Иоанн Дамаскин в 705-715 годах был первым советником сирийского Халифа по самым важным вопросам, в том числе, касательно христианского населения этого региона.

В то же самое время Византийская Империя оказалась расколотой явлением иконоборчества. Святой Иоанн Дамаскин выступил ярым защитником святых икон, вследствие чего был объявлен вместе со своими последователями еретиком и идолопоклонником. Император Лео III, задумавший избавиться от Иоанна, написал халифу донос на святого, где указал, что тот готовит переворот и хочет лишить правителя власти.

Халиф повелел немедленно схватить Иоанна и публично отрубить ему руку на главной площади города. Приказ халифа был выполнен без промедления. Святому в насмешку кинули его руку, и тот всю ночь у себя в камере тайно молил Богородицу об исцелении перед Ее святым образом, чтобы продолжить свою тяжелую борьбу за православные иконы. В какой-то момент святой забылся сном, как вдруг увидел в видении Божью Матерь через святую икону, сказавшую ему, что его рука будет исцелена.

Святой проснулся и действительно увидел, что его рука восстановилась и была здоровой. От радости он повелел изготовить серебряный макет руки, который поместил под левой частью изображения Богородицы. Именно эта история послужила причиной названия иконы Богородицы Троеручицей. После чудесного исцеления святой Иоанн Дамаскин принял решение оставить свои полномочия и свой пост и стать монахом в Палестине. Святой взял с собой также чудотворную икону Богородицы Троеручицы.

В 1217 году святой Савва Неманя, сын святого Симеона Мироточивого, бывшего правителя Сербии, забрал из монастыря икону и перевез ее на Гору Афон в обитель Хиландар, где святая икона оставалась до 1347 года. Затем образ Богородицы Троеручицы оказался в Сербии, в монастыре Студеница.

Когда в начале XV века сербы узнали, что их страна вот-вот окажется захвачена турками, они сразу же приняли решение сделать все, чтобы спасти чудотворную икону. Монахи поместили образ Богородицы Троеручицы на спину осла и отправили животное на волю Бога идти, куда глаза глядят.

Проведением Господним, тихое животное пересекло всю Сербию, греческий район Македонии и прибыло на Гору Афон, в священный монастырь Хиландар, где монахи приветствовали образ Божьей Матери с великими почестями. Этот благословенный осел, согласно священной традиции, как только изображение было помещено в святилище монастыря, упал замертво.

На сегодняшний день чудотворная икона Богородицы Троеручицы считается покровительницей святой обители Хиландар и защитницей сербских православных людей. Эта же икона является лучшим сохранившимся византийским изображением Божьей Матери.

Согласно мнению экспертов-искусствоведов, икона является работой греческого иконописца XIV века, но для монахов Горы Афон — это образ работы святого Луки, оказавшегося в Дамаске во время того, как там жил святой Иоанн Дамаскин (VIII век).

Икона, созданная святым Лукой, относится к типу Одигитрии: Божья Матерь держит младенца в правой руке.

Образ написан на большой доске (110 х 90 см) и относится изначально к иконам, предназначенным для крестного хода. На обратной стороне иконы написан образ святого Николая Чудотворца. Рама покрыта ценным металлом и украшена крупными драгоценными камнями, оставляя открытыми только лица и руки Матери и Младенца. Еще несколько лет назад весь оклад иконы был покрыт монетами и золотыми и серебряными подношениями верующих.

Молитва Богородице Троеручице

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную — надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твю, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь.

11 июля. Икона Божией Матери «Троеручица»

Икона Божией Матери «Троеручица» написана специально для Зачатьевского монастыря на святой горе Афон при содействии одного из благодетелей, точно в размер старинной иконы, находившейся в обители до закрытия и в настоящее время пребывающей в Обыденском храме.

В IX ве­ке, во вре­мя ико­но­бор­че­ства, за рев­ност­ное по­чи­та­ние свя­тых икон пре­по­доб­ный Иоанн Да­мас­кин († ок. 780; па­мять 4 де­каб­ря) был окле­ве­тан им­пе­ра­то­ром Львом III Ис­ав­ром (717–740) пе­ред Да­мас­ским ка­ли­фом в го­судар­ствен­ной из­мене. Ка­лиф при­ка­зал от­сечь кисть ру­ки пре­по­доб­но­го и по­ве­сить ее на рын­ке. К ве­че­ру свя­той Иоанн, ис­про­сив у ка­ли­фа от­руб­лен­ную кисть, при­ло­жил ее к су­ста­ву и пал ниц пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри. Пре­по­доб­ный про­сил Вла­ды­чи­цу ис­це­лить ру­ку, пи­сав­шую в за­щи­ту Пра­во­сла­вия. По­сле дол­гой мо­лит­вы он за­дре­мал и уви­дел во сне, что Пре­чи­стая об­ра­ща­ет­ся к нему, обе­щая ско­рое ис­це­ле­ние. При этом Ма­терь Бо­жия по­ве­ле­ла ему без ле­ни тру­дить­ся этой ру­кой. Про­бу­див­шись от сна, пре­по­доб­ный Иоанн уви­дел, что ру­ка невре­ди­ма. В бла­го­дар­ность за ис­це­ле­ние свя­той при­ло­жил к иконе сде­лан­ную из се­реб­ра ру­ку, от­че­го ико­на и по­лу­чи­ла на­зва­ние «Тро­е­ру­чи­ца». По пре­да­нию, пре­по­доб­ный Иоанн на­пи­сал бла­годар­ствен­ную песнь Ма­те­ри Бо­жи­ей «О Те­бе ра­ду­ет­ся, Бла­го­дат­ная, вся­кая тварь», ко­то­рая яв­ля­ет­ся за­до­стой­ни­ком в ли­тур­гии свя­то­го Ва­си­лия Ве­ли­ко­го.

Свя­той Иоанн Да­мас­кин при­нял ино­че­ство в Лав­ре пре­по­доб­но­го Сав­вы Освя­щен­но­го и пе­ре­дал ту­да чу­до­твор­ную ико­ну. Лав­ра да­ро­ва­ла ико­ну «Тро­е­ру­чи­цы» в бла­го­сло­ве­ние свя­ти­те­лю Сав­ве, ар­хи­епи­ско­пу Серб­ско­му († 1237; па­мять 12 ян­ва­ря). Во вре­мя на­ше­ствия ту­рок на Сер­бию хри­сти­ане, же­лая со­хра­нить ико­ну, по­ру­чи­ли ее по­пе­че­нию Са­мой Ма­те­ри Бо­жи­ей. Они воз­ло­жи­ли ее на ос­ла, ко­то­рый без по­гон­щи­ка при­шел на Афон и оста­но­вил­ся пе­ред Хи­лен­дар­ским мо­на­сты­рем. Ино­ки по­ста­ви­ли ико­ну в со­бор­ном хра­ме. Во вре­мя раз­но­гла­сий при вы­бо­ре на­сто­я­те­ля Ма­терь Бо­жия бла­го­во­ли­ла Са­ма при­нять на­сто­я­тель­ство, и Ее свя­тая ико­на за­ня­ла игу­мен­ское ме­сто в хра­ме. С тех пор в Хи­лен­дар­ской оби­те­ли из­би­ра­ет­ся толь­ко на­мест­ник, а ино­ки, по мо­на­стыр­ско­му обы­чаю, по­лу­ча­ют от свя­той ико­ны бла­го­сло­ве­ние на все по­слу­ша­ния.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее ‘Троеручица’
глас 4

Днесь всемирная радость возсия нам велия:/ даровася святей Горе Афонстей/ цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона,/ со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих/ в прославление Святыя Троицы,/ созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати,/ яко двема Сына и Господа держиши,/ третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя,/ от всяких напастей и бед избавляти,/ да вси, притекающии к Тебе, верою приемлют неоскудно от всех зол свобождение,/ от врагов защищение,/ сего ради и мы вкупе со Афоном вопием:// радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Троеручица
глас 4

Днесь светло красуется царствующий град Москва,/ имеющи в себе, о Всемилостивейшая, всея твари Честнейшая,/ Заступнице наша Дево Богородице,/ честный образ Твой,/ имже подсолнечныя концы земли удивляеши/ и мир мирови даруеши,/ во образ бо Святыя Троицы являеши трие руце:/ двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши,/ третиею от напастей и бед/ верно к Тебе прибегающих избавляеши,/ и от потопления изымаеши,/ и всем полезная даруеши,/ и преподобному Михаилу Малеонскую гору показа,/ и всех всегда милуеши,/ честною ризою Своею покрываеши жительство сие/ и вся грады и страны наша, да зовем Ти:/ радуйся, Обрадованная.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее ‘Троеручица’
глас 8

Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая,/ вси вернии исполнишася радости и веселия,/ яко сподобльшеся изрядно воспети/ предивное явление честнаго образа Твоего/ и рождшагося из Тебе Младенца, истинна же Бога,/ Егоже двема рукама объемлеши,/ и третиею от напастей и бед нас изымаеши// и избавляеши от всех зол и обстояний.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее ‘Троеручица’
глас 3

Дева днесь благоволение к нам являет,/ Гора же Афон благодарение Ей приносит,/ Ангели и иноцы славословят,/ Троеручица из Сербии чудесно путешествует:/ нас бо ради прииде// и вселися во святую обитель Хиландарскую.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Троеручица
глас 4

Яко звезда светозаряющая,/ из Сербии на Афон чудесно прииде/ всечестная икона Твоя Троеручица,/ юже обитель Хиландарская благоговейно восприемши,/ яко Божественный дар свыше,/ прославляет Тя, Владычицу,/ и умильно вопиет:/ не остави милость Твою от нас,/ но пребуди с нами во веки.
Величание Божией Матери пред иконой Ее «Троеручица»

Величаем Тя, / Пренепорбчная Дево, / и чтим чудеса образа святаго Твоего, / трех пречистых рук Твоих явление / в славу Божества, в Троице Бога нашего.

Молитва иная Божией Матери пред иконой Ее Троеручица

О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Богородице Марие! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое, исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки, ко изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящихся Тебе, и якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, тако и нас не презри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных, не презри, усердно к Тебе от души сокрушенныя прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, во Твоей помощи потребу, яко отвсюду врази окружают нас, и несть помогающего, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую Православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Сына Твоего и Бога нашего. Егоже умоли за нас матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей. О, Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и Рождшагося от Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Троеручица

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную — надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: