Мальтийский крест: история и свойства символа

Мудрость Мальтийского креста: символ Бого-контролируемой силы

Читая Эдгара Кейси снова и снова натыкаюсь на фразу «ночная сторона жизни». А далее говориться, что Атланты познали и пытались управлять «универсальными силами природы», которые «в настоящее время неизвестны». Это пока остается тайной. Но вот появляется статья учителя Сен-Жермена, которая приоткрывает тайное значение этого выражения на примере формы Мальтийского Креста. Под фразой «ночная сторона жизни» — понимается организация энергий Духа, сжатые в Микрокосм. Для молодых рыцарей Мальтийского ордена сама форма креста, которая была для них ясной и понятной послужила точкой опоры расширения их духовного сознания.

Разновидности Мальтийского креста

Мальтийский крест

Восьмиконечный символ, известный как Мальтийский крест, также традиционно содержит символику сакральной геометрии. Мальтийский крест носили рыцари – члены ордена госпитальеров, который ведет свое происхождение от сообщества монахов, обслуживающих госпиталь, устроенный в Иерусалиме для христианских паломников во времена крестовых походов. Интересным был тот факт, что госпитальеры, подобно ранним суфиям, носили длинные одеяния из грубой верблюжьей шерсти. Орден поддерживал тесные связи с тамплиерами. Позднее его члены обосновались на Мальте – отсюда и название креста. Изначально мальтийский крест состоял из четырех равносторонних треугольников, отражая пропорцию корня из 3. Позднее треугольники превратились в раздвоенные дельтоиды – части пятиконечной звезды, и тогда символ стал выражением золотого сечения. В настоящее время мальтийский крест, согласно официальному сайту ордена, представляет из себя восьмиконечную звезду, основанную на октагоне и пропорции корня из 2:

Геометрия Мальтийского креста

Помимо этого, в современном варианте мальтийского креста закодированы пропорции корня из 3 и корня из 5, а также число пи. Обратите внимание на малую окружность, очерченную вокруг одного из «дротиков». Углубление «дротика» вписывается в окружность с диаметром, равным ширине этого углубления. Отношение длины окружности к ее диаметру и есть число пи.

Некоторые из российских императорских наград имели форму мальтийского креста.

Учитель Сен-Жермен живет в другом измерении. Там время течет совсем по другому, поэтому я предлагаю гипотезу что именно ОН учил древних рыцарей Мальты организции СИЛ духовного мира – Микрокому.

Вот что ОН пишет сегодня: Мальтийский крест, символ совершенного равновесия Божественного пламени «как на небесах, так и на земле«, обеспечивает мысленную и энергетическую матрицу, благодаря которой дурные влияния личной и планетарной кармы могут быть взяты под контроль и Сила добродетели высвобождена на их место, чтобы, используя Силу, человечество уже не могло более портить жизнь на Земле.

О чем говорит учитель Сен-Жермен? Он говорит о том, что за тысячелетия жизни человека Земля создала условия наличия кармы и реинкарнации. Современному человеку важно знать о влиянии как фактора его жизни — ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ КАРМЫ. Например, такие болезни как рак, туберкулез или сифилис — это работа фактора кармы на человека. Возможно, тысячу лет назад проблемы рыцарей Мальты были подобны нашим современным проблемам. Учитель Сен-Жермен решил дать нам современным людям Земли некий инструмент расширения нашего сознания, который может оказать нам самим помощь в решении освобождения нас самих от отрицательной кармы. Правда, желательно чтобы читающий статью Сен-Жермена был заранее подготовленным к таким понятиям как наличие различных энергии, геометрии мыслеформ, важности баланса в нашей жизни.

Сен-Жермен о Распределении Духа и Материи

Сказано: «Власть направлена к развращению, а абсолютная Власть абсолютно и развращает«. Сила может быть использована подобно луку Вечного Стрельца для того, чтобы пустить стрелу совершенства в сердцевину человеческой цели счастья. Поскольку поиски счастья являются признанным сокровищем, пусть все, кто желает им постоянно наслаждаться, рассматривают Мальтийский крест как простую мыслеформу, через которую могут быть обнаружены великие истины для благословения всего сущего. Если мы поместим Мальтийский крест прямо перед собой, то увидим четыре симметричных рукава, расширяющихся по мере удаления от центра и имеющих треугольную форму, что символизирует развертывающееся действие. Верхний, или северный рукав, сходясь к центру, похож на верхний сосуд песочных часов. Действительно, это воронка, через которую великие энергии Бога — Сила Бога — нисходят в чашу жизни. Широкий вход напоминает нам о бесконечных энергиях Истока и о способности Бога передавать их человеку. Поэтому мы знаем, что нет необходимости принимать ограничения в какой бы то ни было форме — получая или отдавая безграничный Свет космоса. Точка квалифицирования в центре креста указывает, что вы должны быть всегда сознательно готовы умом и сердцем принимать решения и окрашивать Богоданные энергии чистотой божественного намерения и добродетелями вашей Христоидентичности.

Вы не должны быть слабы или ослаблены при столкновении с волнами негармоничной энергии, как своей, так и кого-либо другого.

Также нет никакой необходимости сурово осуждать человеческие ошибки, потому, что вызов должен быть брошен не личности, а безличной энергии, которую личность неверно направляла. Поэтому укрепитесь в твердом, непоколебимом сознании, которое отбрасывает зло как ложь человеческого искажения, и когда вы вдыхаете сущность священного огня — «цветок Силы», решитесь изъять у этой лжи ее отрицательную силу, проявляющуюся шипами злоупотреблений.

Следует осознать, что, когда энергия-действие нисходит от Бога к человеку через верхний рукав, сжимаясь при прохождении через воронку, чтобы стечь затем в тигель жизни в центре креста, она проходит через узловое звено и распускается в виде трех нижних треугольников, проявляясь как Сила, Мудрость и Любовь в мире материальных форм.

Таким образом, бесконечные энергии Бога формуются определениями человеческого внимания, сфокусированного на сердце креста — местоположении сознательного ума. Этим способом Сила сжимается в физическом мире, принимая форму мыслей, чувств, поступков и изреченного человеком слова, при этом высвобождение ее потенциала зависит от мотивации и воли его сознания.

Равновесие между верхним рукавом, получающим энергии Духа, и тремя нижними, через которые эти энергии соединяются в Материи и в качестве самой Материи, обеспечивает пропорциональное проявление Силы Бога «как наверху, так и внизу», от уровней первичной причинности до физических последствий, как тому учит герметическая наука.

Если квалификация человеком предназначенной ему духовной энергии, высвобождаемой по хрустальной нити из Я ЕСМЬ Присутствия в сердечную чакру, совершалась в чистоте с момента ее вхождения в тигель сознания, то все, что проявляется в микрокосме, отразит совершенство макрокосма. Подумайте об этом! Энергии трех нижних рукавов, расходясь в сбалансированном действии из центра мальтийского креста, направляются затем из уровня чистого Бытия в фазу формирования или фазу действия трехлепесткового пламени.

Читайте также:
Сретенская свеча: что это, применение, обход дома, молитвы

Сила сама по себе (левый рукав) удерживает отрицательную полярность только в том случае и до тех пор, пока не будет квалифицирована положительной полярностью божественной Любви (правый рукав). Поразмыслите над этим утверждением!

Итак, левый рукав креста обозначает отрицательный, или минусовый заряд духовной энергии, окрашенный синим пламенем Силы. Правый рукав обозначает положительный, или плюсовой заряд, определяемый розовым пламенем Любви. И нижний рукав, обозначающий центральную ось колебаний плюс-минус, окрашивается золотым пламенем озарения, которое наполняет как положительный, так и отрицательный полюса Бого-управлением и намерением Мудрости. Поэтому всему, что внизу, в микрокосме, предназначено быть тройным проявлением священного огня, нисходящего Свыше из Макрокосма. Энергия, высвобожденная из Божественного Начала, утренней звезды свыше — магнитита Силы, или Я ЕСМЬ Присутствия, сверкающего в октавах совершенства, — немедленно, едва войдя в нижние октавы Материи, принимает свойства отрицательного полюса существования в той области, что зовется ночной стороной проявления. Это есть минусовая сторона Жизни, где плюсовое колебание потенциала, высвобожденного из Духа, входит в материальное проявление. Когда энергиям, собранным в Духе, предшествует правильная мысль в левом рукаве, они посредством силы спецделения и притяжения Любви в правом рукаве при высвобождении для действия приобретают побудительный толчок к Бого-добродетели посредством силы сцепления и притяжения Любви. Это влево-вправо, «тяни-толкни»-действие может быть проиллюстрировано принципом рогатки, когда камень оттягивается из Y в отрицательном направлении для того, чтобы обеспечить выстрелу необходимый толчок Силы в нужном направлении через положительное высвобождение. Вспомните: в первой главе книги «Бытие» написано, что Господь Бог создал «светило большее для управления днем и светило меньшее для управления ночью». Северный рукав креста представляет собой дневную сторону существования, а три нижних рукава — ночную сторону. Левый рукав Мальтийского креста, будучи отрицательным рукавом Троицы в форме, сам по себе символизирует отрицательную сторону Жизни, где подвешены три нижних рукава. Более того, именно левый рукав обозначает физическую природу человека как колыбель, или тигель, куда Бог сливает Свою силу как конденсат огненной интенсивности Собственного Света.

Он делает это в надежде, что человек поднимется над своей колыбелью-тиглем и превзойдет мир опыта, который алхимик определяет как ночную сторону Жизни, как временное уплотнение Духа, как лабораторию Материи, где он должен доказать научные законы существования, дабы вернуться в постоянную обитель Духа. Душа человека, «очищенная и убеленная», должна подняться из плотных сфер этого мира опыта, который индусы называют миром майи, в чистоту великого Богопламени своего существования.

Образ первой почтовой марки

Мальтийский крест имеет и другое значение. В момент завершения полного объединения Бога и человека возникает эффект солнечного взрыва, при котором свет исходит из точки в центре креста. Внутри космического круга всеполноты в символической точке индивидуальности сфокусировано равновесие Духа и Материи, Божественное Единство всех планов, союз Бога Отца-Матери, исполняющего спирали от Альфы до Омеги. Через священное сердце души, повенчанной со Вселенским Христом в алхимическом союзе, исходит Свет, сияет Свет! Бог находится в Истине Всего-во-всем — не только в принципе, но также и в практическом применении! Ибо этот Бог, — чей Христос, как сказал Павел, есть Все и во всем, — Все-во-всем внутри индивидуализированного проявления, созданного по образу и подобию Его. Таким образом, через узор Мальтийского креста как концепцию «Твоя есть Сила» осуществляется полнота Царства Божьего, сужденного Его сыновьям и дочерям. Тем самым Сила Бога в виде Его света-энергии-сознания вверена каждому человеку. И при правильном использовании этой Силы в чем бы то ни было в соответствии с духовно-физическими законами алхимии, которые я вам сейчас частично излагаю, вверяя остальное вашему мистическому общению с Космосом, человек наверняка сможет прийти к большему пониманию Вселенной и добиться победы вечной Жизни. Да пребудет Его мир с вами, ибо я — с вами для высвобождения большего понимания, касающегося вашего мудрого господства над пламенем озарения (автор Сен-Жермен). Как видно из этого текста можно гораздо лучше разобраться даже чем сам Кейси в этом понятии .

Резюме Уткина

Реальные знания об организации духовного невидимого мира энергий нам дают импульсами и малыми дозами. Статья учителя Сен-Жермена относиться к такому малому импульсу. Почему так происходит? Много веков назад Адепты духовной мудрости «сели» на сундук ЗНАНИЙ о Космосе и сказали все: НЕ ПОДХОДИ!. Сейчас, когда государственная наука создала целые комиссии о лженауке произошло реальное разделение масс людей на тех, кому нравятся передачи об экстрасенсах и на тех государственных ученых для которых эта тема является запретной даже для разговоров дома. Людей, способных осознать статью Сен-Жермена я лично не знаю. По крайней мере их очень мало. Да и в огромном потоке «мусора духовного» найти реальные духовные знания пока очень сложно. Для меня лично в этой статье осталось неясно то, как и откуда рождается СИЛА ЛЮБВИ. Понятно, что если ДУША изменяется этой положительной силой любви, то отрицательные энергии в ДУШЕ заменяются и человек не страдает от отрицательной кармы. Знаете, что важно? Это такое состояние общества, когда с одной стороны (например, в США), онкология это уже не излечимая болезнь которая стоит на первом месте в медицине. И якобы тратятся миллиарды денег на борьбу с ней. Но с другой стороны посмотрите на фильм HOUSE. Этот выдающийся врач не хочет заниматься онкологией, так как нет реального инструмента борьбы с ней. И пусть содержимое статьи учителя Сен-Жермена и не решает проблем онкологии, однако она открывает путь к осмыслению того куда можно идти и возможно найти решение современной социальной проблемы человечества. Так говорит НЕБО – дерзайте, кто может!

Читайте также:
Старославянские обереги

Мальтийский крест: история и свойства символа

Символ Бого-контролируемой Силы

Мальтийский крест, символ совершенного равновесия Божественного пламени “как на небесах, так и на земле”, обеспечивает мысленную и энергетическую матрицу, благодаря которой дурные влияния личной и планетарной кармы могут быть взяты под контроль и Сила добродетели высвобождена на их место, чтобы, используя Силу, человечество уже не могло более портить жизнь на Земле.

Сказано: “Власть направлена к развращению, а абсолютная Власть абсолютно и развращает”. Сила может быть использована подобно луку Вечного Стрельца для того, чтобы пустить стрелу совершенства в сердцевину человеческой цели счастья. Поскольку поиски счастья являются признанным сокровищем, пусть все, кто желает им постоянно наслаждаться, рассматривают Мальтийский крест как простую мыслеформу, через которую могут быть обнаружены великие истины для благословения всего сущего.

Если мы поместим Мальтийский крест прямо перед собой, то увидим четыре симметричных рукава, расширяющихся по мере удаления от центра и имеющих треугольную форму, что символизирует развертывающееся действие.

Верхний, или северный рукав, сходясь к центру, похож на верхний сосуд песочных часов. Действительно, это воронка, через которую великие энергии Бога – Сила Бога – нисходят в чашу жизни. Широкий вход напоминает нам о бесконечных энергиях Истока и о способности Бога передавать их человеку. Поэтому мы знаем, что нет необходимости принимать ограничения в какой бы то ни было форме – получая или отдавая безграничный Свет космоса.

Точка квалифицирования в центре креста указывает, что вы должны быть всегда сознательно готовы умом и сердцем принимать решения и окрашивать Богоданные энергии чистотой божественного намерения и добродетелями вашей Христоидентичности. Вы не должны быть слабы или ослаблены при столкновении с волнами негармоничной энергии, как своей, так и кого-либо другого. Также нет никакой необходимости сурово осуждать человеческие ошибки, потому что вызов должен быть брошен не личности, а безличной энергии, которую личность неверно направляла.

Поэтому укрепитесь в твердом, непоколебимом сознании, которое отбрасывает зло как ложь человеческого искажения, и когда вы вдыхаете сущность священного огня – “цветок Силы”, решитесь изъять у этой лжи ее отрицательную силу, проявляющуюся шипами злоупотреблений.

Следует осознать, что, когда энергия-действие нисходит от Бога к человеку через верхний рукав, сжимаясь при прохождении через воронку, чтобы стечь затем в тигель жизни в центре креста, она проходит через узловое звено и распускается в виде трех нижних треугольников, проявляясь как Сила, Мудрость и Любовь в мире материальных форм.

Таким образом, бесконечные энергии Бога формуются определениями человеческого внимания, сфокусированного на сердце креста – местоположении сознательного ума. Этим способом Сила сжимается в физическом мире, принимая форму мыслей, чувств, поступков и изреченного человеком слова, при этом высвобождение ее потенциала зависит от мотивации и воли его сознания.

Равновесие между верхним рукавом, получающим энергии Духа, и тремя нижними, через которые эти энергии соединяются в Материи и в качестве самой Материи, обеспечивает пропорциональное проявление Силы Бога “как наверху, так и внизу”, от уровней первичной причинности до физических последствий, как тому учит герметическая наука.

Если квалификация человеком предназначенной ему духовной энергии, высвобождаемой по хрустальной нити из Я ЕСМЬ Присутствия в сердечную чакру, совершалась в чистоте с момента ее вхождения в тигель сознания, то все, что проявляется в микрокосме, отразит совершенство макрокосма. Подумайте об этом!

Энергии трех нижних рукавов, расходясь в сбалансированном действии из центра мальтийского креста, направляются затем из уровня чистого Бытия в фазу формирования или фазу действия трехлепесткового пламени. Сила сама по себе (левый рукав) удерживает отрицательную полярность только в том случае и до тех пор, пока не будет квалифицирована положительной полярностью божественной Любви (правый рукав). Поразмыслите над этим утверждением!

Итак, левый рукав креста обозначает отрицательный, или минусовый заряд духовной энергии, окрашенный синим пламенем Силы. Правый рукав обозначает положительный, или плюсовой заряд, определяемый розовым пламенем Любви. И нижний рукав, обозначающий центральную ось колебаний плюс-минус, окрашивается золотым пламенем озарения, которое наполняет как положительный, так и отрицательный полюса Бого-управлением и намерением Мудрости.

Поэтому всему, что внизу, в микрокосме, предназначено быть тройным проявлением священного огня, нисходящего Свыше из Макрокосма.

Энергия, высвобожденная из Божественного Начала, утренней звезды свыше – магнитита Силы, или Я ЕСМЬ Присутствия, сверкающего в октавах совершенства, – немедленно, едва войдя в нижние октавы Материи, принимает свойства отрицательного полюса существования в той области, что зовется ночной стороной проявления. Это есть минусовая сторона Жизни, где плюсовое колебание потенциала, высвобожденного из Духа, входит в материальное проявление.

Читайте также:
Какой магией обладает камень агат и кому окажет свою поддержку

Когда энергиям, собранным в Духе, предшествует правильная мысль в левом рукаве, они посредством силы спецделения и притяжения Любви в правом рукаве при высвобождении для действия приобретают побудительный толчок к Бого-добродетели посредством силы сцепления и притяжения Любви. Это влево-вправо, “тяни-толкни”-действие может быть проиллюстрировано принципом рогатки, когда камень оттягивается из Y в отрицательном направлении для того, чтобы обеспечить выстрелу необходимый толчок Силы в нужном направлении через положительное высвобождение.

Вспомните: в первой главе книги «Бытие” написано, что Господь Бог создал “светило большее для управления днем и светило меньшее для управления ночью”. Северный рукав креста представляет собой дневную сторону существования, а три нижних рукава – ночную сторону.

Левый рукав Мальтийского креста, будучи отрицательным рукавом Троицы в форме, сам по себе символизирует отрицательную сторону Жизни, где подвешены три нижних рукава. Более того, именно левый рукав обозначает физическую природу человека как колыбель, или тигель, куда Бог сливает Свою силу как конденсат огненной интенсивности Собственного Света.

Он делает это в надежде, что человек поднимется над своей колыбелью-тиглем и превзойдет мир опыта, который алхимик определяет как ночную сторону Жизни, как временное уплотнение Духа, как лабораторию Материи, где он должен доказать научные законы существования, дабы вернуться в постоянную обитель Духа. Душа человека, “очищенная и убеленная”, должна подняться из плотных сфер этого мира опыта, который индусы называют миром майи, в чистоту великого Богопламени своего существования.

Мальтийский крест имеет и другое значение. В момент завершения полного объединения Бога и человека возникает эффект солнечного взрыва, при котором свет изходит из точки в центре креста. Внутри космического круга всеполноты в символической точке индивидуальности сфокусировано равновесие Духа и Материи, Божественное Единство всех планов, союз Бога Отца-Матери, исполняющего спирали от Альфы до Омеги.

Через священное сердце души, повенчанной со Вселенским Христом в алхимическом союзе, исходит Свет, сияет Свет!

Бог находится в Истине Всего-во-всем – не только в принципе, но также и в практическом применении! Ибо этот Бог, – чей Христос, как сказал Павел, есть Все и во всем, – Все-во-всем внутри индивидуализированного проявления, созданного по образу и подобию Его. Таким образом, через узор Мальтийского креста как концепцию “Твоя есть Сила” осуществляется полнота Царства Божьего, сужденного Его сыновьям и дочерям.

Тем самым Сила Бога в виде Его света-энергии-сознания вверена каждому человеку. И при правильном использовании этой Силы в чем бы то ни было в соответствии с духовно-физическими законами алхимии, которые я вам сейчас частично излагаю, вверяя остальное вашему мистическому общению с Космосом, человек наверняка сможет прийти к большему пониманию вселенной и добиться победы вечной Жизни.

Да пребудет Его мир с вами, ибо я – с вами для высвобождения большего понимания, касающегося вашего мудрого господства над пламенем озарения.

Мальтийский крест – Maltese cross

Мальтийский крест является крест символ , состоящий из четырех « V » или наконечник стрелы фасонных вогнутых четырехугольников , сходящиеся в центральной вершины под прямым углом, две подсказки симметрично направлены наружу.

Это геральдический вариант креста, который развился из более ранних форм восьмиконечных крестов XVI века. Хотя в основном связаны с госпитальеры (ордена Святого Иоанна, теперь Мальтийский орден ), и расширением с острова Мальта , он пришел быть использован широкий спектр субъектов с раннего современного периода , особенно орден Святого Стефана , города Амальфи , польский орден Белого орла (1709), прусский орден Pour le Mérite (1740) и Баварский орден военных заслуг (1866).

Unicode определяет символ под названием «Мальтийский крест» в Dingbats диапазон в точке коды U + 2720 ( ); однако кодовая точка обычно отображается как cross pattée .

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
  • 2 Символизм
  • 3 Современное использование
    • 3,1 Республика Мальта
    • 3.2 Военные и гражданские заказы
    • 3.3 Региональная и муниципальная геральдика
    • 3.4 Авиация
    • 3.5 Морской
    • 3.6 Медицинский
    • 3.7 Другое
    • 3.8 Продажа железнодорожных билетов в Великобритании
  • 4 Эпонимия
  • 5 похожих крестов
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки
  • 8 Внешние ссылки

История

Госпитальеры во время крестовых походов использовали простой латинский крест. Эпизодическое использование в ордене современной формы прямолинейного «восьмиконечного креста» начинается с начала 16 века. Эта ранняя форма представляет собой cross moline (ancrée) или перекрестное ветвление, оканчивающееся восемью точками, но еще не имеющее острой вершины современного дизайна. Связь восьмиконечного креста с прибрежным городом Амальфи на юге Италии может восходить к XI веку, поскольку этот рисунок якобы встречается на монетах, отчеканенных в то время герцогством Амальфи .

Восьмиконечные кресты появляются на монетах, отчеканенных Великими Магистрами Ордена, сначала изображенными в виде креста типа болсини, вышитого на левой руке мантии преклонившего колени Великого Магистра на лицевой стороне монеты, отчеканенной при Фульке де Вилларе (r 1305–1319) В 1489 году статуты ордена требуют, чтобы все рыцари Мальты носили «белый крест с восемью остриями».

Появление острой вершины современной конструкции с «четырьмя стрелами» происходит постепенно и происходит в течение 15-16 веков. «Родосский крест» начала 16 века почти, но не совсем, достиг «острого вида наконечника стрелы». Полностью современный дизайн обнаружен на медной монете 1567 года, отчеканенной великим мастером Жаном Паризо де Валетт (годы правления 1557–1568). В 1577 году Алонсо Санчес Коэльо изобразил эрцгерцога Австрийского Венцеслава Великим приором Мальтийского ордена с эмблемой на своей мантии.

Читайте также:
Икона Божией Матери Остробрамская: значение иконы, в чем помогает и от чего защищает, молитва

Этот рисунок снова появляется на монетах, отчеканенных в конце 17-18 веков. Он изображен на медной монете 1693 года, отчеканенной Великим Магистром Адрианом де Виньякуром . С конца 17 века он также иногда отображается как альтернативный геральдический герб ордена. Его изображение на фасаде Сан-Джованнино-дей-Кавальери датируется 1699 годом.

Ранняя форма восьмиконечного креста (cross fourchée), печать ректора церкви Святого Иоанна в Стокгольме, датированная 1526 годом.

Ионина Н. 100 великих наград

ОГЛАВЛЕНИЕ

МАЛЬТИЙСКИЙ КРЕСТ

Историю Ордена Святого Иоанна Иерусалимского обычно начинают отсчитывать с XI века, однако первое упоминание о нем относится еще к четвертому столетию, когда к святым местам Палестины устремились христианские паломники. Первоначально Орден возник как братство монахов с больницей для пилигримов: тогда в Иерусалиме был основан странноприимный дом (госпиталь), отсюда произошло и второе название рыцарей-иоаннитов — госпитальеры.
Госпиталь размешался недалеко от Храма Гроба Господня и состоял из двух отдельных зданий — для мужчин и для женщин. Госпитальеры взяли на себя заботу о паломниках, прибывающих на Святую землю, обеспечивали их жильем и питанием, лечили заболевших. Долгое время забота о больных и паломниках стояла у госпитальеров на первом месте, и бедных они называли «господами», а себя именовали «слугами».
Печать Ордена Святого Иоанна Иерусалимского изображала лежащего больного со светильником в ногах и крестом в изголовье. Монахи носили длинный черный суконный плащ с узкими рукавами (в знак жизненных тягот) и с нашитым на груди восьмиконечным полотняным крестом, белый цвет которого символизировал их целомудрие. Четыре направления креста олицетворяли главные христианские добродетели (благоразумие, справедливость, силу духа и воздержание), а восемь концов его — это восемь благ, обещанных Иисусом Христом всем праведникам.
В 1070 году купец Панталеон Маури из итальянского города Амальфи основал новый госпиталь или, что тоже вполне вероятно, восстановил старый, уничтоженный по приказанию халифа Хакима. Значение братства госпитальеров особенно возросло в эпоху крестовых походов. В середине июля 1099 года крестоносцы после долгой осады и ожесточенного штурма взяли Иерусалим. Легенда рассказывает, что брат Жерар, глава монашеского общества, самоотверженно пытался помочь своим единоверцам. Он знал, что среди осаждавших начался голод, и стал сбрасывать со стен города на головы крестоносцев свежевыпеченный хлеб. Брата Жерара схватили, и ему угрожала смерть, однако он был избавлен от нее чудесным образом: на глазах судей, перед которыми он предстал, хлеб снова превратился в камни.
Первым государем Иерусалимского королевства стал герцог Готфрид Буйонский. Когда он посетил странноприимный дом, то увидел здесь много раненых соотечественников, и для упрочения положения госпиталя подарил ему деревню Сальсола, располагавшуюся в окрестностях Иерусалима. Четыре рыцаря-крестоносца из свиты герцога добровольно остались у Жерара де Торна и отказались от всего мирского, приняв монашеские обеты бедности, послушания и целомудрия. Впоследствии братство стало принимать в свои ряды и других рыцарей, чтобы те защищали паломников.
После первого крестового похода благотворительные обязанности рыцарей-госпитальеров отодвинулись на второй план, и к середине XII века Орден превратился в мощное дисциплинированное воинское объединение, а попечением за паломниками и больными стали заниматься монахи. Окончательная трансформация Ордена Святого Иоанна Иерусалимского завершилась при Раймунде де Пюи, который принял титул «магистра Ордена» и выработал его первый устав, разграничивавший функции священников и мирян. Еще в 1130 году римский папа Иннокентий II утвердил знамя Ордена — белый крест все той же формы на красном фоне, а через 4 года специальной буллой Орден Святого Иоанна Иерусалимского перешел под непосредственное подчинение Святого престола. В 1153 году папа Анастасий IV утвердил разделение мирян на рыцарей и оруженосцев. Изменилась и форма их одежды: для церковных служителей по-прежнему осталась черная сутана, а рыцари облачились в малиновый супервест, поверх которого надевались латы. Неизменным для всех оставался лишь белый восьмиконечный крест на груди. Чтобы пресечь любую возможность отклонений от предписанной одежды и используемой для ее шитья материи, были разработаны строгие инструкции.
После завоевания Иерусалима войсками султана Салах-ад-Дина рыцари-иоанниты были вынуждены покинуть свою резиденцию и перебрались сначала на Крит, а в 1308 году отняли у турок остров Родос. Впоследствии их новым пристанищем стал остров Мальта, где и сложилась окончательная структура Ордена. Генеральный капитул Ордена стал законодательным органом , избиравшим Великого магистра.
Первые официальные связи России с мальтийцами относятся еще к концу XVII века. Сначала на Мальте побывал русский стольник П.А. Толстой, а в апреле 1697 года здесь с большим почетом принимали Б.П. Шереметева. Рыцари высоко оценили визит русского посланника, как признак того, что их знают и чтут повсюду, даже в далекой России. Великий магистр Ордена возложил на русского посла крест Святого Иоанна Иерусалимского, украшенный бриллиантами, и вручил ему патент на кавалерское достоинство — в знак признания растущего могущества и влияния России. Таким образом, первым Мальтийским кавалером России стал граф Б.П. Шереметев.
Через сто лет, в конце ноября 1796 года, в Санкт-Петербург прибыл граф Ю.П. де Литта, представитель Мальтийского ордена , с просьбой к Павлу I принять на себя покровительство Ордену. Павлу I были преподнесены священные реликвии Великого магистра Ла Валлетта — крест и кольчуга. Поэтому, когда в начале 1798 года французская эскадра во главе с Наполеоном захватила Мальту, русский император счел это личным оскорблением. Он принял предложение мальтийских рыцарей стать главой их Ордена: 29 ноября 1798 года состоялась торжественная церемония принятия Павлом I титула Великого магистра, и в тот же день был обнародован указ об учреждении в России ордена Святого Иоанна Иерусалимского.
При Павле I орден Святого Иоанна Иерусалимского сделался в России высшим знаком отличия как за военные подвиги, так и за гражданские заслуги, хотя здесь с ним и соперничал орден Святой Анны. Пожалование «командорства» считалось едва ли не выше награждения орденом Андрея Первозванного, ведь в этом выражалось еще и наивысшее личное благорасположение императора.
Орден разделялся на три степени и имел традиционные наградные знаки — крест, звезду и ленту. Большая командорская степень имела золотой восьмиконечный крест с раздвоенными концами (как «ласточкин хвост»), залитый с обеих сторон финифтью. В углах соединения лучей креста помещались золотые лилии, верхний луч креста увенчивала большая корона европейского типа с роскошным «трофеем» из рыцарских доспехов, тоже покрытых белой финифтью. Иногда орденский крест жаловали с бриллиантами, что повышало его класс. Большой командорский крест носили на шее на широкой черной ленте.
Командорский крест был несколько меньшего размера и с менее насыщенным атрибутами «трофеем». Его тоже носили на шее на черной, но уже более узкой ленте.
Кавалерский знак представлял собой золотой крест, увенчанный короной и покрытый белой финифтью; его носили на груди на узкой орденской ленте. Ко всем степеням Мальтийского ордена присоединялась золотая звезда в виде Мальтийского креста, которую носили на левой стороне груди левее других звезд.
Орденом Святого Иоанна Иерусалимского могли награждаться и дамы, для чего был установлен знак двух степеней: Большого креста и Малого креста. Кавалерственные дамы Большого креста носили орден на черной муаровой ленте через левое плечо, дамы Малого креста носили знак отличия на банте из орденской ленты на левой стороне груди.
Были установлены и особые орденские мундиры, но письменных указаний по их поводу не сохранилось, и о внешнем виде мальтийского орденского мундира сейчас можно судить только по парадным портретам конца XVIII – начала XIX веков. Как предполагает исследователь Л.Е. Шепелев, это мог быть красный длинный кафтан с черным бархатным воротником, лацканами и обшлагами, пуговицами с изображенным на них Мальтийским крестом, легкими эполетами с кистями и нашитым на левой стороне груди маленьким белым матерчатым Мальтийским крестом. Кроме мундира кавалерам ордена Святого Иоанна Иерусалимского полагалась черная бархатная мантия с нашитым на левом плече Мальтийским крестом.
Лента к ордену Святого Иоанна Иерусалимского полагалась черного цвета (монашеская), что совсем не соответствовало эстетическим нормам русского духа, национального мировоззрения и всей жизнеутверждающей символике наградной системы России. Ведь черный цвет на Руси всегда считался цветом траура и смерти, да и форма Мальтийского креста сильно отличалась от православного.
Однако Павел I Мальтийскому ордену всегда отдавал предпочтение. В Петербурге он подарил Ордену дворец графа Воронцова, располагавшийся на Садовой улице против Гостиного двора. Позади дворца был разбит сад и построена часовня, которая позже стала называться Мальтийской церковью. Мальтийскому ордену были переданы во владение и другие дома, а также определены весьма значительные денежные доходы. Для православного и католического командорств Ордена, которые существовали в России, император передал 50000 крепостных крестьян и земли в разных частях империи. Весь доход от их труда шел в казну Ордена и отдельным его членам.
Для нижних воинских чинов Павел I установил донат ордена Святого Иоанна Иерусалимского, который представлял собой маленький медный восьмиконечный крестик (размером всего в 2,5 см). Три луча его (два поперечных и один нижний) с обеих сторон были залиты белой финифтью, верхний же луч оставался без финифти. В углах соединения лучей креста помещались украшения, стилизованные под лилии. На оборотной стороне указывался порядковый номер. Этот знак носили в петлице или на узкой черной ленте.
Императорским указом донаты стали выдаваться «всем нижним чинам Российской армии за двадцатилетнюю службу взамен знака отличия ордена Святой Анны, для сего установленного». Однако такое положение сохранялось недолго, так как после смерти награжденного донат возвращался в Капитул Российского кавалерского ордена.
При Павле I Мальтийским крестом украсился и герб России, а звание «Великий магистр ордена Святого Иоанна Иерусалимского» было включено в официальный титул российского императора.
Однако орден Святого Иоанна Иерусалимского просуществовал в России недолго. Вступивший в 1801 году на престол император Александр I сразу же сложил с себя звание Великого магистра мальтийских рыцарей и убрал чужеродный крест с государственного герба. В 1810 году был обнародован высочайший указ о прекращении награждений Мальтийским орденом, а в 1817 году он был объявлен несуществующим в Российской империи и все его денежные средства были переданы в государственную казну.

Читайте также:
Тату обереги — что выбрать?

Хотя орден Святого Иоанна Иерусалимского, как российская награда, просуществовал недолго, кавалерами его стали многие выдающиеся люди России. При Павле I русский полководец А.В. Суворов был в опале, но именно этот император пожаловал ему Большой командорский крест. Мальтийским орденом были награждены адмирал Ф.Ф. Ушаков, фельдмаршал М.И. Кутузов, П.И. Багратион и другие прославленные россияне.

Мальтийский крест: история и свойства символа

Мальтийский крест, крест иоаннитов, крест Святого Иоанна Иерусалимского, Георгиевский крест получил своё название благодаря широкому использованию данного символа рыцарским орденом госпитальеров.

Мальтийский крест представляется собой четырехконечный крест с одинаковыми вертикальными и горизонтальными концами. Их стороны расходятся от центра.

Распространённое мнение о том, что восемь углов являются символами восьми самых сильных государств на момент действия госпитальеров, являются ложью, поскольку нет единого перечня, или известного исторического документа, подтверждающего это, а сам перечень стран оказывается равным девяти.

Данный крест широко распространён как форма для орденов.

Символизм

Восемь острых углов, которые образованы ласточкиными хвостами на кресте олицетворяют восемь рыцарей, которые основали орден. Эти рыцари были родом из следующих земель Европы: Овернь (Франция), Прованс (Франция), Арагон (Испания), Кастилия (Испания), Португалии, Италии, Бавария (Германия) и Англия (Британия).

Восемь углов креста обозначают добродетели рыцарей: веру, милосердие, правду, справедливость, безгрешие, смирение, искренность, терпение.

География использования Мальтийского креста

В том или ином виде используется на гербах, эмблемах, знаках отличия в России, Австралии, Австрии, Бельгии, Чехии, Франции, Германии, Италии, Индии, Нидерландах, Филиппинах, Норвегии, Польше, Португали, Испании, Швеции, Швейцарии, Британии, США.

Мальтийский крест в России

Примечательно, что мальтийский крест использовали на гербе Российской Империи (см. статью герб России) в 1800 году.

Мальтийский крест, как символ ордена святого Иоанна, в течение года был включён в состав полного герба Российской империи Павлом Первым 16 декабря 1800 года. В тексте манифеста было сказано: “Восприяв Титул Великого Магистра Державного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, соединили МЫ и Крест Ордена сего с Гербом НАШИМ”. В 1801 году Александр I 26 апреля 1801 года приказал использовать герб Российской Империи без креста Иоанна Иерусалимского. В этот период мальтийский крест стали использовать в фамильной геральдике Российской Империи.

Читайте также:
Свойства малахита и кому камень подойдет

Мальтийский крест появился также в некоторых российских дворянских гербах. Данный крест использовали на гербах тех родов, которые в период правления Павла I были награждены орденом св. Иоанна Иерусалимского. К таким родам относят: Аргутинских-Долгоруких, Вельго, Орловых-Денисовых.

Мальтийский крест на флагах

– торговый флаг Мальты
– флаг Амальфи (муниципалитет в провинции Салерно в Южной Италии).

Основатели иерусалимского госпиталя были жители города Амальфи, в котором мальтийский крест до сих пор используется как на флаге, так и на гербе города.

Мальтийский крест на гербах в родовой геральдике России

– герб Аргутинских-Долгоруких
– герб Вельго
– герб Орловых-Денисовых

Источники

  • Манифест о полном гербе Всероссийской империи.
  • Общий гербовник дворянских родов Всероссийской Империи, т. 6.
  • Общий гербовник дворянских родов Всероссийской Империи, т. 8.
  • Общий гербовник дворянских родов Всероссийской Империи, т. 10.
  • Главная
  • Новости
  • Флаги стран мира
  • Флаги международных организаций
  • Флаги народов
  • Гербы стран мира
  • Логотипы стран мира
  • Геральдический словарь
    • Агава в геральдике
    • Аист в геральдике
    • Акация в геральдике
    • Алмаз в геральдике
    • Александровская лента
    • Ангел в геральдике
    • Андреевская лента
    • Антилопа
    • Апельсиновые деревья и апельсины в геральдике
    • Араукария в геральдике
    • Арбуз в геральдике
    • Арматура (вооружение)
    • Армигер
    • Армянский крест
    • Атом в геральдике
    • Бабочка в геральдике
    • Баклан в геральдике
    • Бананы и банановые деревья в геральдике
    • Баобаб в геральдике
    • Баран в геральдике
    • Барс в геральдике
    • Барсук в геральдике
    • Безанты и монеты в геральдике
    • Белка в геральдике
    • Бердыш в геральдике
    • Берёза в геральдике
    • Беркут в геральдике
    • Библия в геральдике
    • Бобр в геральдике
    • Бобы в геральдике
    • Боевой клич
    • Бокалы и стаканы в геральдике
    • Болнисский крест
    • Борона в геральдике
    • Бочка в геральдике
    • Бризуры
    • Брусника в геральдике
    • Бузина в геральдике
    • Бук в геральдике
    • Булава (пернач) в геральдике
    • Бургундский крест
    • Бурундук в геральдике
    • Бык в геральдике
    • Василиск
    • Вензеля и литеры в геральдике
    • Верблюд в геральдике
    • Весло в геральдике
    • Весы в геральдике
    • Виды крестов
    • Виверна
    • Вилообразный крест
    • Вилы в геральдике
    • Виноград
    • Вишня в геральдике
    • Волк в геральдике
    • Вольная часть герба
    • Вольфсангель и волчий капкан в геральдике
    • Воробей в геральдике
    • Ворон
    • Выдра в геральдике
    • Вяленая рыба в геральдике
    • Галка в геральдике
    • Гарпия
    • Георгиевская лента
    • Георгиевский крест
    • Гербовый матрикул Республики Беларусь
    • Гвозди в геральдике
    • Гласный герб
    • Глухарь в геральдике
    • Голубь в геральдике
    • Горностай в геральдике
    • Горох в геральдике
    • Государственный геральдический регистр Российской Федерации
    • Грабли в геральдике
    • Гранат в геральдике
    • Грач в геральдике
    • Гребешки в геральдике
    • Грецкий орех в геральдике
    • Греческий крест
    • Гречиха в геральдике
    • Грибы в геральдике
    • Грифон
    • Груша в геральдике
    • Гусь в геральдике
    • Гюйс
    • Дельфин в геральдике
    • Динозавры в геральдике
    • Дольмены в геральдике
    • Долото в геральдике
    • Дракон
    • Драцена в геральдике
    • Древняя царская корона
    • Дрозд в геральдике
    • Дроковые в геральдике
    • Дрофа в геральдике
    • Дуб в геральдике
    • Дятел в геральдике
    • Единорог
    • Ёж в геральдике
    • Ель в геральдике
    • Жаворонок в геральдике
    • Жёлудь в геральдике
    • Женьшень в геральдике
    • Жеруха или водяной кресс в геральдике
    • Журавль в геральдике
    • Замок в геральдике
    • Заяц (кролик)
    • Земляничное дерево в геральдике
    • Зилант
    • Зимородок в геральдике
    • Змея в геральдике
    • Зубр в геральдике
    • Зубчатое колесо и шестерёнка в геральдике
    • Зяблик в геральдике
    • Ива и ивовые ветви в геральдике
    • Иволга в геральдике
    • Игла в геральдике
    • Йейл
    • Кабан (вепрь, свинья)
    • Кадуцей, жезл Меркурия, жезл Гермеса в геральдике
    • Какао
    • Кактус в геральдике
    • Калина в геральдике
    • Канаты и верёвка в геральдике
    • Капуста в геральдике
    • Картофель в геральдике
    • Каштан в геральдике
    • Кедр, кедровая сосна и кедровые шишки в геральдике
    • Кейсонг
    • Кентавры в геральдике
    • Кипарис в геральдике
    • Кирка в геральдике
    • Кит в геральдике
    • Клевер в геральдике
    • Клещи и щипцы в геральдике
    • Клён в геральдике
    • Клин в геральдике
    • Клубника и земляника в геральдике
    • Клюква в геральдике
    • Ключ в геральдике
    • Книга в геральдике
    • Ковыль в геральдике
    • Кокосовое дерево в геральдике
    • Колокол в геральдике
    • Кондор в геральдике
    • Конопля в геральдике
    • Конь в геральдике
    • Копьё в геральдике
    • Корабль в геральдике
    • Короли герольдов, герольды, персеванты
    • Корона святого Вацлава в геральдике
    • Корона Святого Стефана
    • Короны в российской геральдике
    • Короны в шведской геральдике
    • Коростель в геральдике
    • Коршун в геральдике
    • Коса и серп в геральдике
    • Косой (диагональный) крест
    • Кости в геральдике
    • Косуля в геральдике
    • Кофе в геральдике
    • Кошка
    • Краб в геральдике
    • Крапива в геральдике
    • Крест Святого Кутберта
    • Крест Святой Нины
    • Кристаллы в геральдике
    • Крокодил в геральдике
    • Крыж (кантон)
    • Крыса в геральдике
    • Крюки и крючки в геральдике
    • Кувшин в геральдике
    • Кукуруза в геральдике
    • Кукушка в геральдике
    • Кулик и кроншнеп в геральдике
    • Куница в геральдике
    • Курица в геральдике
    • Куропатки в геральдике
    • Лабарум
    • Лавр в геральдике
    • Лагенария в геральдике
    • Ладья в геральдике
    • Ламы и викуньи в геральдике
    • Ласточка в геральдике
    • Лебедь в геральдике
    • Лев и леопард
    • Лента медали “Партизану Отечественной войны”
    • Лента медали “За оборону Сталинграда”
    • Лента Ордена Дружбы народов
    • Лента Ордена Ленина
    • Лента Ордена Октябрьской Революции
    • Лента Ордена Трудового Красного Знамени
    • Летучие мыши в геральдике
    • Липа в геральдике
    • Лиса в геральдике
    • Лиственница в геральдике
    • Локомотивы в геральдике
    • Лопата в геральдике
    • Лось в геральдике
    • Ложка в геральдике
    • Лук в геральдике
    • Лук в геральдике (растение)
    • Майолика
    • Мак в геральдике
    • Мальтийская корона
    • Мальтийский крест
    • Мамонт в геральдике
    • Марал в геральдике
    • Мартлет
    • Маслобойка в геральдике
    • Маяк в геральдике
    • Медведь в геральдике
    • Мельницы в геральдике
    • Метла в геральдике
    • Мех в геральдике
    • Меч в геральдике
    • Мечеть в геральдике
    • Мирт в геральдике
    • Можжевельник в геральдике
    • Моллюски в геральдике
    • Молот в геральдике
    • Монохромный щит
    • Морковь в геральдике
    • Мосты в геральдике
    • Мотыга в геральдике
    • Муравей в геральдике
    • Муха в геральдике
    • Мышь в геральдике
    • Наковальня в геральдике
    • Новгородский крест
    • Нож в геральдике
    • Норка в геральдике
    • Обелиски в геральдике
    • Облепиха в геральдике
    • Овёс в геральдике
    • Овца
    • Олень в геральдике
    • Оливковые деревья и ветви в геральдике
    • Ольха в геральдике
    • Орёл в геральдике
    • Оса в геральдике
    • Очки в геральдике
    • Павлин в геральдике
    • Падуб в геральдике
    • Пальма в геральдике
    • Панарабские флаги
    • Панафриканские флаги
    • Паниранские флаги
    • Панславянские флаги
    • Пантера
    • Папоротник в геральдике
    • Патриарший (лотарингский, архиепескопский, анжуйский) крест
    • Пегас в геральдике
    • Пеликан
    • Перепёлка в геральдике
    • Перо в геральдике
    • Персик в геральдике
    • Песец в геральдике
    • Петух в геральдике
    • Пила в геральдике
    • Пингвин в геральдике
    • Пихта в геральдике
    • Плодоносящие деревья в геральдике
    • Плотины в геральдике
    • Плуг в геральдике
    • Подкова в геральдике
    • Подснежник в геральдике
    • Полоцкий крест
    • Полярная звезда в геральдике
    • Попугай в геральдике
    • Посох Асклепия в геральдике
    • Почётный герб
    • Прессы в геральдике
    • Пропеллер в геральдике
    • Птица в гнезде в геральдике
    • Пума в геральдике
    • Пустельга в геральдике
    • Пушки в геральдике
    • Пчела
    • Пшеница в геральдике
    • Радуга в геральдике
    • Райская птица в геральдике
    • Раки в геральдике
    • Репа в геральдике
    • Рептилии в геральдике
    • Рис в геральдике
    • Рог изобилия
    • Рогоз в геральдике
    • Рододендрон в геральдике
    • Рожок в геральдике
    • Росомаха в геральдике
    • Рубанок в геральдике
    • Ружьё в геральдике
    • Рута в геральдике
    • Рыба в геральдике
    • Рысь в геральдике
    • Рябина в геральдике
    • Рябчик в геральдике
    • Саламандра
    • Самшит в геральдике
    • Сапоги в геральдике
    • Сахарная свекла в геральдике
    • Сахарный тростник в геральдике
    • Свекла в геральдике
    • Свёрла и дрели в геральдике
    • Северное сияние в геральдике
    • Сербский крест
    • Сердце в геральдике
    • Синица в геральдике
    • Сито в геральдике
    • Скандинавский крест
    • Скворец в геральдике
    • Скорпион в геральдике
    • Слепень в геральдике
    • Слива в геральдике
    • Слон
    • Смородина в геральдике
    • Снежинка в геральдике
    • Соболь
    • Сова в геральдике
    • Соембо в геральдике
    • Созвездия в геральдике
    • Сокол в геральдике
    • Солнце в геральдике
    • Соль в геральдике
    • Сорока в геральдике
    • Сосна в геральдике
    • Соя в геральдике
    • Спаржа в геральдике
    • Срезанное дерево в геральдике
    • Стеклодувные инструменты в геральдике
    • Стервятник в геральдике
    • Стерх в геральдике
    • Столбы и колонны в геральдике
    • Стороны геральдического щита
    • Страус в геральдике
    • Стрела в геральдике
    • Сурок в геральдике
    • Сыр в геральдике
    • Табак в геральдике
    • Таволга в геральдике
    • Тарч в геральдике
    • Тау-крест
    • Телега в геральдике
    • Терновник в геральдике
    • Тесло в геральдике
    • Тетерев в геральдике
    • Тигель в геральдике
    • Тигр и элфин в геральдике
    • Ткацкие инструменты в геральдике
    • Тополь в геральдике
    • Топор и фасции в геральдике
    • Триада в геральдике
    • Трилистник в геральдике
    • Трискелион
    • Тутовник (шелковица) в геральдике
    • Уголь в геральдике
    • Угольники в геральдике
    • Удод в геральдике
    • Улитка в геральдике
    • Утка в геральдике
    • Фазан в геральдике
    • Факел в геральдике
    • Феникс
    • Фиговое дерево (инжир) в геральдике
    • Фисташковое дерево в геральдике
    • Флюгер в геральдике
    • Фонтан в геральдике
    • Геральдические щиты
    • Фундук и лещина в геральдике
    • Хижины в геральдике
    • Хлеб в геральдике
    • Хлопок в геральдике
    • Хмель в геральдике
    • Хорватская корона Дмитара Звонимира
    • Хрен в геральдике
    • Цапля в геральдике
    • Цвета в геральдике
    • Цветущие деревья в геральдике
    • Цветы в геральдике
    • Цеп в геральдике
    • Циркуль в геральдике
    • Чайка в геральдике
    • Части человеческого тела в геральдике
    • Черепаха в геральдике
    • Черёмуха в геральдике
    • Чёрный дрозд в геральдике
    • Чеснок в геральдике
    • Чибис в геральдике
    • Чум в геральдике
    • Шахты и штольни в геральдике
    • Шиповник в геральдике
    • Шишки в геральдике
    • Шмель в геральдике
    • Щиты на гербах
    • Яблоня в геральдике
    • Яйцо в геральдике
    • Якорь в геральдике
    • Ясень в геральдике
    • Ястреб в геральдике
    • Ящерица в геральдике
  • Геральдические правила
  • Персоналии
  • Книги, брошюры, труды
  • Занимательная геральдика и флаговедение
  • О сайте
  • Купить флаг
  • Заказать герб
Читайте также:
Какие удивительные способности присущи камню унакит

Занимательные факты

Оказывается, что герб России является фракталом. На скипетре расположен орёл, держащий скипетр, который держит орла и т.д.

Орнамент на флаге Беларуси обновлялся за свою историю уже трижды

Мальтийский крест: история и свойства символа

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Мальтийский крест

Мальтийский крествосьмиконечный крест , который использовался некогда могущественным рыцарским орденом госпитальеров (или Иоанитов ). Госпитальеры или Иоантиы — орден святого Иоана Иерусалимского, который был основан в 1080 году в Иерусалиме, как организация помощи малоимущим и больным пилигримам на Святой Земле, после захвата после захвата Иерусалима христианами во время Первого Крестового Похода (1099г), получила статус религиозно-военного ордена.
После изгнания христиан со святой земли в 1291г, Госпитальеры перенесли свою штаб-квартиру сначала на остров Родос, а затем с XVI века на Мальту, откуда и появилось название Мальтийский крест. В XIII веке орден под предводительством магистра Раймунде де Пюи стал вселенским, как и сама религия.
Белый восьмиконечный крест на красном или черном фоне, сохранился как символ ордена на все времена. Он вышивался белыми нитками на красной мантии госпитальеров, присутствовал на печатях, изображался на зданиях. Крест иногда также называют Крестом Святого Иоана или Георгиевским крестом.

Значение Мальтийского креста.
Восьмиконечный крест часто связывают с восемью языками главных государств феодальной Европы, а также восемью блаженствами, ожидающими праведника в загробном мире. Белый восьмиконечный крест на мантии рыцарей ордена Госпитальеров являлся символом целомудрия и восьми рыцарских добродетелей.

Мальтийский орден и Россия
Орден Святого Иоана находился в дружественных отношениях с Россией, когда в 1697 году Шереметев посетил Мальту по указанию Петра I. Тогда же Шереметьеву был вручен Орден в виде восьмиконечного креста, таким образом сделав его первым Российским кавалером Мальтийского Ордена.
Начиная с того времени Россия поддерживала тесные отношения с Орденом. В 1798 году, когда остров был захвачен французами, под предводительством Наполеона, было решено сместить бывшего Великого магистра иоаннитов Фердинанда Гомпеша, обвинив его в «глупейшей беспечности», приведшей к изгнанию мальтийских рыцарей с острова, и просить принять это звание Павла I. Знак ордена святого Иоанна Иерусалимского был включен в государственный герб и государственную печать Российской империи. Ордену были переданы во владение дома, определены значительные денежные доходы. Звание «Великий магистр ордена святого Иоанна Иерусалимского» было включено в официальный титул императора.
После убийства Павла I его сын и преемник Александр I, вступив на престол, манифестом от 16 апреля 1801 года объявил себя протектором (покровителем) ордена, но вскоре последовало распоряжение об изъятии изображения Мальтийского креста из государственного герба. В 1803 году Александр сложил с себя звание протектора, а в 1817 году, 20 января было утверждено положение, что после смерти родовых командоров наследники не имеют права на это звание и не носят Знаков Ордена св. Иоанна Иерусалимского, так как орден этот более в России не существует.
После этого остатки ордена перешли в Италию, под покровительство Папы Римского, и орден стал носить благотворительный характер.

Читайте также:
Амулет ловец снов: значение, фото, отзывы

Другие использования мальтийского креста
В 1807 году российским императором Александром I, в качестве награды был учрежден Георгиевский крест, по образцу Мальтийского креста. Он был предназначен для награждения нижних чинов армии и флота за подвиги и храбрость в военное время.
В наши дни мальтийский крест используется в Британии санитарными бригадами Иоанна. Мальтийский крест также является первым почтовым штемпелем.
Кстати, мальтийский крест не раз упоминается в фильме Сокровище нации

Мальтийский крест: история и свойства символа

История пребывания ордена иоаннитов в России довольно коротка, особенно в сравнении с общей тысячелетней историей этой странствующей корпорации. Чтобы уяснить причины, по которым рыцарство забралось так далеко от давно облюбованного им Средиземноморья, заглянем в глубину веков.

В 1023 году египетский халиф Али аль-Заир позволил итальянским купцам из Амальфи восстановить в Иерусалиме старинный госпиталь (от латинского hospitolis — гость, то есть речь идёт прежде всего о гостинице), за пятьсот лет до того учреждённый там папой Григорием Великим для христианских паломников, посещающих Святую землю. Происхождение имени иоаннитов исследователи объясняют по-разному. Согласно одной из популярных версий, их постоялый двор располагался на месте древнего монастыря Святого Иоанна, от которого столетие спустя название перешло, выражаясь современным языком, к частному охранному предприятию, так как во взбудораженном Первым крестовым походом Израиле паломникам требовалась помимо крова и медицинской помощи уже и вооружённая охрана.

С той поры иоанниты, иначе называемые госпитальерами, наряду с орденом храмовников, пресловутыми тамплиерами, принимали деятельное участие в защите новоиспечённого Иерусалимского королевства. Рыцарей, покрытых красными плащами с восьмиконечными белыми крестами (они символизируют восемь рыцарских добродетелей: веру, милосердие, правду, справедливость, безгрешие, смирение, искренность и терпение), можно было видеть сражающимися и на равнинах Палестины, и в горах Ливана, и в дельте Нила, у стен осаждённой христианами Дамиетты. Нередко в кровавых столкновениях с воинами Пророка иоанниты, прикрывая отступление единоверцев, погибали почти поголовно, однако их организация каждый раз возрождалась, пополняясь вновь и вновь прибывающими из Европы крестоносцами. Более набожные и благочестивые, нежели основная разнородная масса двинувшихся на покорение Востока европейцев, члены ордена, подчиняясь утверждённому римским папой строгому уставу, не позволяли себе обычных по тому тёмному времени зверств, поэтому, когда в 1187 году Иерусалим всё-таки пал, покоритель его Саладин великодушно разрешил госпитальерам продолжить в городе их гуманитарную миссию.

Троицкий собор Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Гравюра XIX века

Недолго орден ещё держался в своих владениях на палестинском побережье, а затем через Кипр принужден был перебраться на остров Родос, где в продолжение двух столетий противостоял теперь уже исламской экспансии, последовательно отразив нападения египетского и турецкого султанов. Особенно сложно было справиться с Мехметом II, покорителем Константинополя. Третье же вторжение, произведённое в 1522 году руководимыми султаном Сулейманом Великолепным турками, заставило рыцарей после полугодового сопротивления оставить и Родос. Правда, через семь лет они получили от испанского короля Карла, воссевшего в тот год на престол Священной Римской империи, роскошный подарок — остров Мальту. Интересно, что владение было предоставлено в аренду, но плата взималась чисто символическая: ежегодно на Сицилию с Мальты отправляли по одному соколу. Однако развить гостиничный бизнес на средиземноморском курорте госпитальерам не пришлось: уже 1565 год вошёл в европейскую историю как Год Великой осады Мальты. Сорокатысячная турецкая армия несколько раз безуспешно штурмовала укрепления рыцарей, численно уступавших туркам в четыре раза. Мужество защитников и полководческий гений их Великого магистра Жана Паризо де ла Валетта, именем которого названа островная столица, оградили в ту пору не только Мальту, но и Сицилию (тамошний вице-король от страха так и не сподобился прислать подкрепление осаждённым мальтийцам), и Неаполь, да, пожалуй, и всю христианскую Европу от воинствующего исламизма.

Читайте также:
Славянский оберег Светоч: значение и магические свойства

Сражение при Лепанто 1571 года, крупнейшая морская битва XVI столетия, в которой на стороне Священной лиги участвовали и мальтийские рыцари, хоть и не оказало решающего влияния на исход той турецко-венецианской войны, однако во многом предопределило ослабление турецкой мощи на Средиземноморье и, как следствие, постепенную размилитаризацию ордена, нередко называемого в ту пору уже Мальтийским. Рыцари теперь боролись в основном с морскими разбойниками, а заодно и пиратствовали сами, чаще всего разоряя берега Северной Африки.

К концу XVIII века военная слава иоаннитов померкла, героический дух сделался достоянием истории, так что Наполеону не стоило никакого труда по пути в Египет захватить Мальту: остров сдался французам без боя. Снова лишённые отечества, рыцари возложили все свои надежды на очередного и довольно неожиданного покровителя — русского царя Павла. Но тут мы забегаем немного вперёд…

Сношения России с Мальтийским орденом начались ещё при Петре I. В 1698 году боярин Борис Шереметев отправился в Европу с дипломатической миссией, посетил Рим и Венецию, а затем завернул и на Мальту — целью посольства было прозондировать почву для сколачивания антитурецкой коалиции. Встретили русского дипломата на острове с «преизрядными яствами и питием и конфетами разными». А на прощание подарили знаки ордена — украшенные бриллиантами звезду и крест на чёрной («монашеской») ленте.

Новый виток русско-мальтийской дружбы относится ко времени царствования Екатерины II. Русские офицеры посылались тогда на остров для прохождения морской практики, а некоторые добровольцы-иоанниты отправлялись служить на российский флот, как, например, граф Джулио Ренато де Литта, которого упомянем ещё и далее. В 1770-х годах орден втянулся в тяжбу за наследство польского князя Константина Острожского, завещавшего всё своё имение мальтийцам в случае пресечения его потомства по мужской линии. При помощи императрицы иоанниты утвердили свои права в Польше и даже образовали на её территории одно из своих отделений — великих приорств. Когда же в результате так называемого второго раздела Польши острожские земли вместе с Волынью достались России, то орден иоаннитов стал уже напрямую зависеть от Петербурга, что вскоре сыграло рыцарям на руку.

Взошедший на русский престол после смерти матери император Павел при всей своей непредсказуемости был, однако же, последовательным сторонником и благодетелем иоаннитов. Один из его учителей оставил в своём дневнике любопытную информацию к размышлению (запись сделана в феврале 1765-го, когда великому князю шёл одиннадцатый год): «Читал я его высочеству Вертотову историю (имеется в виду «История мальтийских рыцарей» в 14 книгах аббата Рене Обера де Верто. — М.Л.) об ордене мальтийских кавалеров. Изволил он потом забавляться и, привязав к кавалерии своей флаг адмиральский, представлять себя кавалером мальтийским». Как многое у Павла, детское увлечение впоследствии приняло серьёзную форму (вспомним «забавы» его с орденом Святой Анны, который он повелел своим друзьям прикручивать к эфесам шпаг таким образом, чтобы это никому постороннему не было заметно, а в дальнейшем такое ношение награды стало официальным). Сделавшись императором, Павел осыпал орден разнообразными милостями (конвенцию «Об установлении сего Ордена в России» он подписал ещё даже до своей коронации). Повысился более чем вдвое доход с польских имений иоаннитов, для чего великое приорство польское преобразовано было в российское (российско-католическое) с десятью командорствами вместо прежних шести. А затем в Петербург прибыл с Мальты посол — выслужившийся в России до адмиральского чина граф де Литта, который преподнёс Павлу давно обещанный титул протектора ордена и долгожданные орденские знаки. Кроме Павла мальтийскими кавалерами стали его старшие сыновья, Александр и Константин Павловичи, государственный канцлер князь Александр Безбородко, вице-канцлер князь Алексей Куракин и несколько других лиц. В тот же день протектор привёл к присяге командоров нового российского приорства — на сей раз уже православного, что выглядело, мягко говоря, странным в общей структуре римско-католического ордена.

Крест Мальтийского ордена Святого Иоанна Иерусалимского императрицы Марии Фёдоровны

Таким образом, орден этот примкнул к российской наградной системе, преобразованной Павлом чуть раньше, в апреле того же 1797 года. В день коронации, 5 апреля, русский монарх подписал известное «Установление для российских орденов»: большинство прежних государственных наград превратилось в разные степени единого Российского кавалерского ордена. Орден Святого Андрея стал отныне дополнительно именоваться «орденом 1-го класса», Святой Екатерины — «2-го», Святого Александра Невского — «3-го», Святой Анны — «4-го класса». Был создан чёткий иерархический порядок внутри единого кавалерского ордена, где, однако, не нашлось места наиболее почитаемым наградам — «Святому Георгию» и «Святому Владимиру». Так Павел расправился с ненавистным ему материнским наследием: за георгиевскими и владимирскими кавалерами сохранялись их привилегии, вручение же этих орденов не производилось вплоть до смены правителя.

Читайте также:
Какой магией обладает камень агат и кому окажет свою поддержку

Итак, не сделавшись частью русской системы наград, Мальтийский крест тем не менее занял в ней особое место: он стоял по важности вслед за орденом Святой Анны I степени. А вскоре с потерей Мальты и изгнанием с неё рыцарей (отбившие остров у французов англичане и не подумали возвращать его иоаннитам) император Павел был избран Великим магистром (правда, римский папа не утвердил православного самодержца в этом звании). Рядом со своим гатчинским дворцом он велел построить для размещения администрации русского приорства специальную резиденцию. Оригинальный замок, возведённый из прессованного суглинка по проекту архитектора Николая Львова, и по сей день является одним из перлов туристической Гатчины.

В списке русских кавалеров Мальтийского креста немало славных имён. Мы коротко остановимся только на двух, обойти которые в нашей истории никак нельзя: Александр Суворов и Гавриил Державин. В 1794 году (внимание: ещё до воцарения Павла и учреждения Мальтийского ордена в России!) при штурме Варшавского предместья гениальный наш полководец не пожалел желчи. По рассказу, сохранённому Денисом Давыдовым, «обратясь к графу Кинсону (в то время граф Виктор Кинсон был мальтийским полковником, впоследствии же, перейдя на русскую службу, он сделался командиром Ингерманландского драгунского полка и генерал-майором. — М.Л.), Суворов спросил его: “За какое сражение получили вы носимый вами орден и как зовут орден?” Кинсон отвечал, что орден называется Мальтийским и им награждаются лишь члены знатных фамилий. “Какой почтенный орден! — воскликнул Суворов. — Позвольте посмотреть его”. Сняв с Кинсона, он показал его всем, повторяя: “Какой почтенный орден!” Обратясь потом к прочим присутствующим офицерам, он стал их поодиночке спрашивать: “За что получили вы этот орден?” — “За взятие Измаила, Очакова и прочее”, — было ответом их. “Ваши ордена ниже этого, — сказал Суворов. — Они даны вам за храбрость, а этот почтенный орден дан за знатный род”». Язвительность, однако, не помешала хитроумному Александру Васильевичу, получив точно такой же восьмиконечный крест из рук государя, постоянно носить его. Современник, описывая пребывание Суворова в Вене перед Итальянским походом, отметил на его шее «Мальтийский крест на широкой чёрной ленте».

Не менее чуткий к политическим ветрам, Гавриил Державин (кстати, близкий друг Львова, строителя Приоратского замка) отметился одой «На поднесение его императорскому величеству великого магистерского ордена святого Иоанна Иерусалимского и на победу, над Французами российским флотом одержанную 1798 года» (под таким названием это сочинение, более известное как ода «На Мальтийский орден», было в год написания опубликовано в III книжке альманаха «Аониды»).

…Кто ж горня Иерусалима

Наследник сей и друг Христов?

В ком доблесть благодати зрима

И соподвижник кто Петров?

Не тот ли, сердца нежна свойства

И чувства жалости, геройства

В святой душе что совместил,

Отверз отеческие длани,

Приемлет странников без дани

И душу рыцарств воскресил?

В художественном отношении эта державинская ода, конечно, уступает более известным его творениям и ныне обратила бы на себя внимание, пожалуй, разве что слишком по-современному звучащей фразой «Идут Американцы в бой», но в своё время не осталась незамеченной тем, кому предназначалась: чуткому Гавриилу Романовичу был пожалован Мальтийский крест с бриллиантами и по сложившейся уже доброй традиции осыпанной бриллиантами табакеркой.

«Соподвижник Петров» между тем устроил в своём новеньком Михайловском дворце отдельный от Большого тронного Мальтийский зал — для рыцарских церемоний, но воспользоваться им не успел: 24 марта (по нов. стилю) 1801 года Павел был задушен вломившимися в его покои заговорщиками. Сын и преемник его Александр восстановил в правах «боевые» русские ордена, а родовитый Мальтийский крест, как и сам рыцарский орден, постепенно лишил всех прежних милостей. Молодой царь изначально не пожелал принять титул Великого магистра, потом отказался и от звания протектора, а после поражения Наполеона, когда нужда в Мальте окончательно отпала, да и с прибравшими остров к рукам англичанами ссориться было некстати, деятельность иоаннитов в России постепенно свелась к нулю. Бывший мальтийский посол де Литта сделался членом Государственного совета и обер-камергером, удостоился высшей российской награды — ордена Святого Андрея Первозванного. А через четверть века в реестре вещей Александра I, хранившихся после его смерти (или исчезновения — как хотите) в Петербургском арсенале, «крест мальтийский» был обозначен на предпоследнем месте, перед тремя шитыми звёздами «неизвестного ордена».

В настоящее время иоанниты разбросаны по миру, резиденция же их Великого магистра располагается при папском престоле — в римском Ватикане.

*В шапке: Иерусалим. Вид на Елеонскую гору. Наши дни

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: