Ответственность за привлечение к работе иностранных граждан

Ознакомьтесь со статьей на тему: ответственность за привлечение к работе иностранных граждан на сайте приворот гуру.

Генподрядчик не несет ответственности за незаконное привлечение к труду иностранцев субподрядчиком, разъяснил ВС РФ

bergserg / Shutterstock.com

В Верховном Суде Российской Федерации рассматривался спор о правомерности привлечения акционерного общества, являвшегося генеральным подрядчиком при строительстве жилых объектов, к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП за привлечение к трудовой деятельности временно пребывающего в РФ гражданина Молдавии в отсутствие у него патента. Общество утверждало, что не является субъектом правонарушения, поскольку привлечение данного иностранного гражданина к работе осуществлял субподрядчик.

Суды первой и второй инстанций не согласились с таким доводом, поскольку по условиям государственного контракта генподрядчик обязался не допускать до производства работ на объекте иностранную рабочую силу, не прошедшую в установленном порядке миграционный учет. На генподрядчика была возложена обязанность оформить разрешение на производство работ и нести ответственность за нарушение правил и порядка ведения работ, в том числе и за использование (допуск к работам) иностранных рабочих, как со стороны самого генподрядчика, так и со стороны привлеченных им субподрядных организаций. На основании этого судьи пришли к выводу, что генподрядчик в любом случае осуществляет допуск до производства работ на объекте иностранной рабочей силы после оформления соответствующих разрешений и согласований на производство работ, в том числе и субподрядными организациями.

Однако такой подход Верховный Суд РФ признал неверным. В постановлении подчеркнуто, что буквальное толкование ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ предполагает возможность привлечения к ответственности лица, осуществившего непосредственное незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина. В рассматриваемом случае подтверждения того, что такие действия осуществил именно генподрядчик, отсутствуют, а наличие в контракте условий о необходимости соблюдения обществом требований миграционного законодательства само по себе не свидетельствует о том, что оно является субъектом правонарушения. В итоге штраф был отменен, а производство по делу прекращено (постановление ВС РФ от 21 февраля 2018 г. № 38-АД17-5).

Отметим, что ранее Верховный Суд РФ занимал иную позицию по данному вопросу. Так, в постановлениях от 5 августа 2015 г. № 308-АД15-2957, от 29 июня 2016 г. № 308-АД16-2457 суд указывал, что возложение обязанности по получению необходимых разрешений для привлечение к труду иностранных граждан на подрядчиков не заменяет и не исключает обязанности генерального подрядчика по контролю за надлежащим исполнением строительных работ, а также недопущению к трудовой деятельности на объекте иностранных граждан, не имеющих разрешения на работу на территории РФ. Генподрядчик должен осуществлять проверку легальности привлечения к трудовой деятельности подрядчиками иностранной рабочей силы для обеспечения исполнения публично-правовой обязанности как лица, ответственного за осуществление строительных работ. В связи с этим суд признавал правомерным привлечение к ответственности генподрядчиков на основании фактов осуществления на их объектах незаконной трудовой деятельности иностранными гражданами, привлеченными к работе подрядчиками.

Ответственность за прием на работу иностранца без необходимых документов и несообщение в органы

“Отдел кадров коммерческой организации”, 2013, N 2

Зачастую работодатели предпочитают заключать трудовые договоры с иностранцами. Причины могут быть разными – экономическая выгода, отсутствие на рынке иной квалифицированной рабочей силы и пр. Вместе с тем государство заинтересовано в первую очередь обеспечить занятость российских граждан, поэтому законодательством установлены жесткие правила приема на работу иностранцев и экономическая ответственность работодателей и их должностных лиц – те, кто данные правила не соблюдает, подвергаются определенным санкциям.

Чтобы принять на работу иностранца, нужно иметь определенный перечень документов, а также сообщить в некоторые контролирующие органы о приеме иностранных граждан на работу. При этом перечни документов, необходимых работодателю при привлечении “визового” иностранца и иностранца, прибывшего из стран, для въезда из которых в Российскую Федерацию виза не требуется, различаются.

Так, в п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (далее – Закон N 115-ФЗ) установлено, что по общему правилу работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных “визовых” работников, только если у него есть разрешение на их привлечение и использование, как и иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность лишь при наличии разрешения на работу. Оно требуется для заключения трудового договора и в том случае, если иностранец прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

Ответственность за привлечение иностранцев к работе без разрешения на их привлечение

Если работодатель привлекает иностранного гражданина к работе, не имея на это разрешения, то согласно ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ на руководителя и саму организацию будет наложен штраф:

  • на руководителя – в размере от 25 000 до 50 000 руб.;
  • на организацию – от 250 000 до 800 000 руб.

Если же работодатель привлек на работу безвизового иностранца, у которого отсутствует разрешение на работу, то штраф для руководителя составит от 25 000 до 50 000 руб., для организации – от 250 000 до 800 000 руб. Необходимо отметить, что штраф будет рассчитываться в отношении каждого иностранного гражданина, который был принят на работу без соответствующих разрешений (это требование установлено в ч. 2 примечания к ст. 18.15 КоАП РФ).

В том и другом случаях вместо штрафа суд может приостановить деятельность организации на срок до 90 суток (ст. 18.15 КоАП РФ).

Обратите внимание! Заключение трудового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства само по себе не является привлечением такого гражданина или лица к трудовой деятельности и не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 18.15 КоАП РФ.

Как указал ВАС в Постановлении от 17.02.2011 N 11, противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения. Иными словами, если проверяющие органы обнаружат, что иностранец допущен к выполнению работ без соответствующих разрешений, этот факт будет основанием для привлечения руководителя или организации к административной ответственности по ч. 1 или ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ.

Уведомление контролирующих органов

Работодателю для приема на работу иностранца необходимо не только иметь определенный перечень документов, но и уведомить о приеме такого работника ряд контролирующих органов.

В частности, работодатель, пригласивший на работу визового работника, в течение 10 дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия этого гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения им разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику уведомляет о любом из вышеперечисленных случаев налоговый орган по месту своего учета (пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).

Отметим: суды настаивают на том, что уведомлять налоговый орган необходимо и в случае, если вышеуказанные события наступают в отношении иностранного безвизового работника (вопрос 8 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 16.09.2009)).

Если работодатель привлекает на работу безвизовых иностранцев, он обязан уведомлять территориальный орган ФМС и фонд занятости о заключении и расторжении трудовых договоров, а также о предоставлении таким работникам отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

Кроме того, работодатели, которые принимают на работу высококвалифицированных иностранных специалистов, обязаны ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять ФМС об исполнении обязательств по выплате заработка этим сотрудникам, а также о случаях расторжения трудовых договоров с данными специалистами и случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (п. 13 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ).

Ответственность за неуведомление контролирующих органов

За неуведомление государственных органов работодатель и руководитель привлекаются к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ в виде штрафа, налагаемого:

  • на руководителя – в размере от 35 000 до 50 000 руб.;
  • на работодателя (юридическое лицо) – от 400 000 до 800 000 руб. Вместо штрафа суд может приостановить деятельность организации на срок до 90 суток.

Обратите внимание! Высший Арбитражный Суд в Постановлении от 17.02.2011 N 11 (п. 21) указал, что в ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ устанавливается ответственность за неуведомление миграционного органа, а не за уведомление его с нарушением срока.

С учетом этого состав данного нарушения охватывает лишь случаи, когда на момент выявления административного правонарушения лицо не уведомило миграционный орган о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства.

За осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности, не указанной в разрешении на работу или патенте, придется уплатить административный штраф

Установлена административная ответственность за осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), в виде штрафа 2000 – 5000 рублей с административным выдворением из РФ или без такового, а также за необращение иностранного гражданина или с целью внесения изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу или патенте, если такое обращение требуется в соответствии с федеральным законом (штраф 4000 – 5000 рублей).

Также, соответственно, установлена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности). Размер штрафа, налагаемого на граждан, составит 2000 – 5000 рублей.

Кроме того, определено, в частности, что при необходимости осуществления иностранным гражданином, прибывшим в безвизовом порядке, либо отдельными категориями иностранных граждан, обучающихся в РФ по очной форме, трудовой деятельности по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в патенте, соответствующий иностранный гражданин вправе обратиться в миграционный орган, выдавший патент, для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в таком патенте.

Уточнено, что отказ в приеме заявления о выдаче патента возможен также в случае принятия федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции решения о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории субъекта РФ или принятия Правительством РФ решения о приостановлении на определенный период выдачи патентов в России.

Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования.

Ответственность физического лица за использование труда нелегальных мигрантов

Использовать труд иностранцев в размере 25% общей численности работников можно в следующих сферах:

  • в розничной торговле алкогольными напитками, включая пиво (код 52.25.1);
  • в прочей деятельности в области спорта (код 92.62).

Следует учитывать, что заменить административный штраф на административное приостановление деятельности, вероятнее всего, не удастся (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.12.11 № А33-6218/2011, Московского округа от 08.11.12 № А40-51950/12-92-481, Северо-Кавказского округа от 18.06.12 № А53-26584/2011, Северо-Западного округа от 29.07.11 № А21-9646/2010).

Сколько составит штраф за нелегального рабочего в 2018 году

С субъективной стороны предусмотренные правонарушения являются умышленными. Если компания или предприниматель наняли иностранного работника, который не имеет на нее разрешения (если такое разрешение является для него обязательным), то штраф составит для должностных лиц организации от 25 до 50 тыс.

руб., для организации — от 250 до 800 тыс. руб. Кроме того, деятельность фирмы может быть приостановлена на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Если не оформить разрешение на привлечение и использование иностранных работников (в том случае, когда такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством), организация может заплатить штраф в размере от 250 до 800 тыс.
руб. или ее деятельность может быть приостановлена на срок до 90 суток. На должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 25 до 50 тыс. руб. Так сказано в ч. 2 ст.

Прием на работу мигрантов: штрафы работодателям

Ответственность за незаконное трудоустройство иностранца

Размер же штрафа за использование иностранной рабочей силы на физическое лицо составит от 5000 до 7000 рублей.

  • Штраф работодателю за не уведомление

В случае если работодатель не уведомил или нарушил сроки уведомления ФМС о факте заключения трудового договора с иностранным гражданином или расторжении договора и увольнении иностранца с работы, то будет наложен штраф работодателю за мигранта в размере от 5000 до 7000 рублей на физ лицо, от 35 000 — 70 000 рублей на должностное лицо и штраф за неуведомление об увольнении или найме иностранного работника на юр лицо — от 400 000 до 1 000 000 рублей.

Ответственность за использование труда нелегальных рабочих будет ужесточена

Мы продолжаем цикл статей об Аутстаффинге, как одном из действенных способов избежать рисков работодателя, связанных с использованием труда мигрантов. С «Правилами оформления иностранных граждан на работу в России» вы можете подробнее ознакомиться в нашей предыдущей статье.
Сегодня мы остановимся на штрафах работодателю за работу иностранных граждан в свете последних изменений 2016 года. Несоблюдение правил миграционного учета, предусмотренных законом, может повлечь за собой наложение административных штрафов и иных мер воздействия на правонарушителя, которым одновременно может выступать и работодатель, и сам иностранный рабочий.

ИНН и статус плательщика налогов. Оба они присваиваются при подаче прошения об оформлении патента или разрешения на трудоустройство;

  • каждый иностранец, претендующий на вакансию в РФ, должен получить медицинскую страховку. Информация с указанием на данный факт обязательно должна быть прописана в трудовом соглашении.
    Если же работодатель берет этот вопрос на себя, тогда иностранный работник самостоятельно получать страховку не должен;
  • студенты, прибывшие из других стран, могут устраиваться на работу, но только на территории того региона, где расположено их учебное заведение;
  • наемные сотрудники по специальности «водитель» могут получить работу только при наличии водительского удостоверения российского образца.

В случае продления патента идентификационный номер иностранца остается прежним, получать новый, необходимости нет.

Ответственность физического лица за использование труда нелегальных мигрантов

Мера наказания Прекрасный способ зарабатывать деньги в интернете, в том числе для новичков. C нашими партнерами, сервисом «Workle», все получится: -работа в интернете на официальной основе (заключение договора) -справка 2-НДФЛ для подтверждения дохода (по запросу) -корпоративное онлайн-обучение по каждой вакансии -заработок с надежными партнерами по всей России -возможность карьерного и профессионального роста -выбор собственного графика работы в интернете -программа лояльности и система мотивации (конкурсы, акции) Итак, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что любое несоблюдение миграционных предписаний влечет за собой штраф работодателю за нелегального работника и наказание самого работника.
В этом случае компания получает штраф за привлечение и использование иностранной рабочей силы.

  • Не уведомление или нарушение сроков и формы уведомления о заключении или расторжении трудового договора с иностранным гражданином соответственно ведет работодателя к штрафу за несвоевременное уведомление об увольнении и найме работника-иностранца.
  • Иностранец работает не по профессии, прописанной в его разрешении на работу или патенте – скоро придет штраф работодателю за мигранта.

Какой штраф за привлечение иностранной рабочей силы в 2018 году? За все эти нарушения грозит следующая ответственность:

  • На должностное лицо – штраф 35 000 — 70 000 рублей;
  • На юридические лица – штраф 400 000 — 1 000 000 рублей, либо приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

В соответствии с предлагаемыми поправками заказчики и подрядчики (в том числе генеральные подрядчики), привлекающие для строительства иностранцев с нарушением установленного порядка, будут обязаны уплатить штраф в размере 30-40 тыс. руб. для должностных лиц, 350-600 тыс. руб. для ИП и 450-800 тыс. руб. для организаций. ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: В несколько раз будут увеличены штрафы для таксистов-нелегалов Контролировать соблюдение закона должны будут и владельцы возводимых объектов.

Если они допустят к работам подрядчиков (субподрядчиков), которые используют иностранную рабочую силу в обход правил, им грозят штрафы в размере до 1 млн руб., а для юридических лиц и ИП – еще и административное приостановление деятельности на срок до 90 дней в качестве альтернативы штрафу.
Кодекса РФ об административных правонарушениях, могут быть граждане, должностные и юридические лица, выступающие в качестве работодателя или заказчика работ (услуг); содержащегося в ч. 2 — только иностранные граждане или лица без гражданства; содержащегося в ч. 3 — иностранные юридические лица, их филиалы или представительства. С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения могут совершаться как умышленно, так и неосторожно. На основании ч. 1 ст. 18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение работодателем установленных в соответствии с федеральным законом ограничений в отношении иностранных граждан влечет наложение штрафа на: — индивидуальных предпринимателей в размере от 45 до 50 тыс. руб.; — организации — от 800 тыс. до 1 млн руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина (Мандрюков А.В.)

Дата размещения статьи: 01.06.2015

В настоящее время строительные фирмы довольно часто используют труд иностранных работников для выполнения неквалифицированных (подсобных) работ. Однако правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации имеет ряд особенностей, а порядок привлечения их к трудовой деятельности закреплен в законодательных актах, нарушение которых может повлечь за собой административную ответственность. О некоторых особенностях административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан речь пойдет в настоящей статье.

Отсутствие у иностранного гражданина разрешения на работу

В силу ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ разрешение на работу – это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
——————————–
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

Согласно п. п. 2 и 3 ст. 13.1 Федерального закона N 115-ФЗ для получения разрешения на работу иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, подает:
– заявление о выдаче ему разрешения на работу;
– документ, удостоверяющий личность;
– миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде в РФ или с отметкой территориального органа ФМС о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;
– квитанцию об уплате государственной пошлины;
– трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) (при наличии);
– документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией, ВИЧ-инфекции и других инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.
Привлечение к труду иностранца, не имеющего разрешения на работу, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, и влечет:
– для должностных лиц наложение административного штрафа в размере от 25 до 50 тыс. руб.;
– для юридических лиц сумма штрафа составляет от 250 до 800 тыс. руб. либо применяется административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Обратите внимание! В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан административная ответственность наступает в отношении каждого лица в отдельности.

Согласно п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ N 11 заключение трудового договора с иностранным гражданином само по себе не является привлечением иностранного гражданина к трудовой деятельности и не образует состава административного правонарушения. Противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина в какой-либо форме к выполнению работ (оказанию услуг) без соответствующего разрешения. При этом срок привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение исчисляется с момента обнаружения такого правонарушения или, если привлечение этого конкретного иностранного гражданина либо лица без гражданства прекращено на момент обнаружения, – с последнего дня, когда правонарушение совершалось.
——————————–
Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 “О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”.

Избежать административной ответственности при установлении факта привлечения к трудовой деятельности иностранного гражданина при отсутствии разрешения на работу сложно. Хотя в некоторых случаях это возможно, если контролеры нарушили порядок привлечения к административной ответственности. Например, из Постановления ФАС ВВО от 20.09.2013 по делу N А39-4381/2012 следует, что контролеры, выявив факт привлечения к трудовой деятельности в качестве разнорабочего гражданина Республики Узбекистан без разрешения на работу либо патента (осуществлял бетонирование полов), назначили организации наказание в виде штрафа в размере 300 тыс. руб. Однако судьи наказание отменили ввиду того, что УФМС не известило надлежащим образом законного представителя организации о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

К сведению. Иногда это административное правонарушение арбитры признают малозначительным. Так, ФАС ВВО в Постановлении от 19.04.2013 по делу N А43-14671/2012, установив, что организация не оспаривает отсутствие разрешения у иностранного работника, решил: в данном случае совершенное деяние не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поэтому является малозначительным. В результате уплаты штрафа в сумме 250 тыс. руб. удалось избежать. К аналогичному выводу пришли арбитры ФАС ДВО, отметив, что нарушение допущено только в отношении одного работника (Постановление от 24.01.2012 N Ф03-6735/2011 по делу N А73-5292/2011).

Примечание. Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (ст. 67 ТК РФ). Факт допуска к работе иностранного гражданина, не имеющего разрешения на работу, образует состав административного правонарушения (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013 N 09АП-8935/2013 по делу N А40-172081/2012 с учетом Постановления ФАС МО от 05.08.2013 по делу N А40-172081/12-92-1655).

К сведению. Нередко работодатели, признавая факт нарушения, тем не менее обращаются в суд с просьбой заменить штраф административным приостановлением деятельности. Имейте в виду: суды такие просьбы не удовлетворяют и указывают, что приостановление деятельности – более суровый вид наказания, который может применяться только при наличии отягчающих обстоятельств (Постановления Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 N N 8658/12 и 8651/12). Иными словами, изменение вида наказания по выбору нарушителя не производится.

Отсутствие у работодателя разрешения на привлечение и использование иностранных работников

По общему правилу, установленному п. 4 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ, работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Правила получения такого разрешения установлены Административным регламентом , в соответствии с п. 43 которого в территориальный орган ФМС необходимо представить следующие документы:
– заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
– копии свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;
– проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников;
– документ об уплате государственной пошлины.
——————————–
Утвержден Приказом ФМС России N 1, Минздравсоцразвития России N 4, Минтранса России N 1, Госкомрыболовства России N 2 от 11.01.2008.

Примечание. Согласно п. 25 Административного регламента решение о выдаче разрешения принимается в течение 30 календарных дней со дня приема документов (срок может быть продлен, но не более чем на 15 календарных дней).

Неуведомление (нарушение правил уведомления) уполномоченных органов о расторжении договора с иностранным работником или о предоставлении ему отпуска без сохранения зарплаты

Согласно п. 9 ст. 13.1 Федерального закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения:
– о заключении и расторжении трудовых и гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками;
– о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
Формы и Порядок представления сведений утверждены Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147 (далее – Порядок). В силу п. 6 Порядка уведомление представляется непосредственно в территориальный орган ФМС и орган службы занятости населения или направляется почтовым отправлением. Все сведения должны быть представлены в течение трех рабочих дней с момента наступления соответствующего события (заключения или расторжения договора, предоставления отпуска).

Примечание. Бланки уведомлений территориальные органы ФМС предоставляют бесплатно в необходимом количестве (п. 14 Порядка).

Нарушение порядка уведомления влечет административную ответственность по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ (административный штраф на должностных лиц – от 35 до 50 тыс. руб., на юридические лица – от 400 до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток).

Обратите внимание! Если уведомление направлено почтой в установленный законом срок и задержка произошла по вине почты, привлечение работодателя к административной ответственности неправомерно (Определение ВАС РФ от 03.06.2013 N ВАС-6595/13 по делу N А32-12309/2012).

В п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ N 11 указано, что ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ установлена ответственность именно за неуведомление, а не за уведомление с нарушением срока. Поэтому составом данного нарушения охватываются лишь случаи, когда на момент выявления административного правонарушения лицо не уведомило контролирующий орган о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства. Следовательно, если на момент проверки срок уведомления еще пропущен не был, а на момент составления протокола обязанность по уведомлению миграционного органа была исполнена, привлечение к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.5 КоАП РФ является незаконным (Постановление ФАС МО от 29.12.2012 по делу N 40-67993/12-121-643).

Следует отметить, что если рассмотренные в статье нарушения совершены в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, то наказание будет строже. На основании ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ в любом случае штраф для должностного лица составит от 35 до 70 тыс. руб., для юридических лиц – от 400 тыс. до 1 млн руб. (срок административного приостановления деятельности такой же – от 14 до 90 суток).
Также важно знать, что, если административным органом не представлено никаких доказательств наличия отягчающих обстоятельств, суд в соответствии с правилами ст. 4.3 КоАП РФ вправе снизить штраф до соответствующего минимального размера. Иными словами, если размер штрафа для юридического лица равен от 400 до 800 тыс. руб. и контролеры настаивают на взыскании 800 тыс. руб., суд может снизить размер штрафа до 400 тыс. руб., если контролеры не доказали наличие отягчающих обстоятельств (Постановление ФАС СЗО от 23.05.2013 по делу N А56-57606/2012 ).
——————————–
Определением ВАС РФ от 23.09.2013 N ВАС-13210/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Пресса о ВАС РФ

Заказчик в ответе за иностранных работников подрядчика

Заказчик, не принявший достаточных мер для исключения допуска к работе подрядчиком иностранных граждан с нарушением требований миграционного законодательства, может быть привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 05.06.2012 № 17221/11).

Общество – арендатор нежилого помещения заключило договор подряда с физическим лицом на ремонт этого помещения. Согласно договору ремонтные работы на объекте выполняются силами подрядчика. Сотрудники ФМС в ходе выездной проверки обнаружили что один иностранный гражданин, работающий на объекте в качестве подсобного рабочего, не имеет разрешения на работу. В результате был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении общества к ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 250 000 руб. Общество не согласилось с этим, так как, по его мнению, ответственность за привлечение этого работника лежит на подрядчике, и обратилось в суд с заявлением о признании постановления незаконным.

Суды отказали обществу в удовлетворении исковых требований. Они сослались на распоряжение Правительства Москвы от 09.06.2003 № 48 “О повышении ответственности заказчиков и подрядных строительных организаций за привлечение и использование иностранной и иногородней рабочей силы на объектах города Москвы”. Согласно распоряжению подрядные организации, равно как и заказчики работ, несут ответственность за использование иностранной рабочей силы, привлекаемой к работам, выполняемым как собственными силами, так и субподрядными организациями, проверяя у последних подтверждение на право трудовой деятельности на территории Москвы.

Суды пришли к выводу, что доводы общества надуманны и направлены на уклонение от административной ответственности. Оно не приняло достаточных мер во избежание допуска к работе иностранных граждан с нарушением требований миграционного законодательства.

Коллегия судей ВАС РФ с выводами судов не согласилась. Под привлечением иностранного гражданина к трудовой деятельности в РФ понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина. Трудовой договор не в письменной форме считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Представителем работодателя является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников (п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 17.03.2004 № 2 “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации”).

Иностранного гражданина к трудовой деятельности привлек подрядчик. Кроме того, исходя из договора подряда подрядчик может подбирать персонал для выполнения ремонтно-отделочных работ исключительно из числа граждан РФ. Подрядчик, привлекая иностранца к работе, действовал самостоятельно. При этом он не являлся представителем общества, наделенным в установленном порядке полномочиями по найму работников. Поэтому вывод судов о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина заказчиком, а не подрядчиком необоснован. Более того, ссылка судов на распоряжение Правительства Москвы от 09.06.2003 № 48 ошибочна, поскольку в тексте распоряжения имеются положения, устанавливающие ответственность подрядчиков за использование иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения, а не заказчиков.

Президиум ВАС РФ решения судов оставил без изменения, а требования общества без удовлетворения.

ОТСУТСТВИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА РАБОТУ, ШТРАФ

Статья 18.15. КОАП, самая используемая сотрудниками ФМС. По ней накладывается больше всего Штрафов ФМС.

Часть 1 статья 18.15. накладывает ответственность за отсутствие РАЗРЕШЕНИЯ НА РАБОТУ.

Разрешение на работу – Пластиковая карточка. Она должна быть, как у граждан СНГ, так и у граждан Визовых стран, работающих в России.

Здесь для споров с ФМС, следует обратить внимание на следующие 2 правовых момента –

1. Доказательство привлечение к работе иностранного гражданина.

1.1. Решение споров о привлечении к работе иностранного гражданина заложено в Примечании к этой статье.

1.2. Но и здесь, есть несколько приемов, которые позволяют доказать обратное. Их несколько и они применимы только в конкретных ситуациях. Поэтому мы их здесь не приводим. Лучше придите на консультацию.

2. Отсутствие у иностранца – Разрешения на работу. (Пластиковой карточки)

2.1. На первый взгляд, кажется, что отсутствие Пластикой карточки – вопрос простой. Либо она есть, либо ее нет.

2.2. Но на практике – это не простой вопрос. Дело в том, что Работодатель не должен устанавливать, подлинную ли Пластиковую карточку, ему предъявляет иностранец, когда устраивается на работу. И если карточка фальшивая, то Работодатель за это не отвечает.

2.3. НО ФАКТ НАЛИЧИЯ ПЛАСТИКА ЕСТЬ И ПРИМЕНЕНИЕ – части 1 ст. 18.15. в такой ситуации не законно.

Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

(введена Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих – иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу , если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 руб. до 5 000 рублей; на должностных лиц – от 25 000 руб. до 50 000 рублей; на юридических лиц – от 250 000 руб. до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников , если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

3. Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 руб. до 5 000 рублей; на должностных лиц – от 35 000 руб. до 50 000 рублей; на юридических лиц – от 400 000 руб. до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Как получить Пластиковую Карточку – Разрешение на работу, Вы можете узнать на страницах нашего сайта –

Оценка 4.9 проголосовавших: 12
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here